Na-svet.ru

Мать и Дитя

Разделы

Заочные лекции для матерей
 Кесарево сечение
 Азбука семейной жизни
 Как любить ребенка//Януш Корчак
 Происхождение детских неврозов и психотерапия//А.И.Захаров
 Мы и наши дети (Б. и Н. Никитины)
 Резервы здоровья наших детей (Б. и Л. Никитины)
 Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях
 Пренатальная психология
 Полезная информация
 Государственность и семья
 Семейный кодекс РФ
 Комментарий к Семейному кодексу РФ
 


11
1
2

Заочные лекции для матерей

Человек в колыбели

Вот он лежит сейчас перед вами — крохотный розовый комочек. Маленький человечек — трогательный и нежный. Плоть от плоти, кровь от крови, родное для вас существо, появление которого на свет ознаменовало для вашей семьи качественно новый этап ее существования и вызвало к жизни массу вопросов и проблем, среди которых едва ли не самые трудные для вас связаны с одним моментом: как поступать с младенцем, чтобы он успешно рос, развивался и воспитывался?

Что ж, ответ может быть только таким — с учетом возрастных особенностей, характерных для этого периода человеческой жизни. Для начала напомним, что ваш малыш только что совершил стремительный переход в новую для него среду, в которой он является совершенно беспомощным существом. Как это ни странно, но человек — венец природы, вершина биологической эволюции — рождается наиболее беспомощным из всех живых организмов на земном шаре. И в начальный период младенчества психическая жизнь ребенка представляет из себя комплекс эмоционально окрашенных и довольно-таки расплывчатых ощущений, подкрепленный некоторыми врожденными безусловными рефлексами. И еще у ребенка есть потребности — в еде, питье, тепле, движениях и т. п., которые сам он удовлетворить не может и потому криком сигнализирует взрослым о своем неблагополучии. Но именно в силу этой своей беспомощности младенец изначально является социальным существом. Социально и любое его отношение к действительности — ведь оно всегда преломляется через взрослого.

Взрослый, прежде всего мать, главное лицо для ребенка. И очень скоро это начинает проявляться. Вначале, после первых 2 — 3 недель дремы — в виде довольно яркой эмоциональной реакции на взрослого: оживленные движения при его виде, гуление и смех, так называемый комплекс оживления, знаменующий переход от новорожденности к собственно младенчеству и «запуск» исходной для всего дальнейшего развития ребенка потребности в новых впечатлениях. Чтобы ее удовлетворить, необходимо общение. Комплекс оживления становится избирательным (на лицо или голос), ребенок начинает отличать своих от чужих, тянуться к своим, по-своему, в силу своих возможностей обращаться к своим взрослым. И в силу пластичности своей психики и жадности на впечатления буквально впитывает все новые воздействия.

Для того чтобы развитие младенца происходило успешно, используйте любую возможность для общения с ним. И не тогда, когда ему исполнится полгода, когда он начнет уже отчасти понимать вашу речь, а значительно раньше. И лучше всего — в ситуации зрительного восприятия и рассматривания им какого-либо конкретного предмета. Добейтесь или дождитесь, чтобы младенец выделил этот предмет из окружающей среды, чтобы он сосредоточил на нем внимание. И наконец, чтобы появилась эмоциональная реакция на окружающие ребенка предметы, вызываемая вашим вопросом «А где погремушка, мячик?» и т. п. И конечно же, беседуйте с младенцем — о чем угодно, везде и всегда. Два главных кита, на которых держится успешное психическое развитие младенца (по сути неразделимые), — это речь, организаций общения со взрослыми и новые впечатления, их соответствующая организация не только посредством речи, но и предоставлением младенцу возможности манипулировать предметами и осваивать окружающее пространство. При этом эмоциональный контакт с матерью просто необходим для нормального развития любого ребенка, особенно в этом возрасте. Ну а что значит воспитывать младенца? Воспитывать ребенка первых месяцев жизни — это значит прививать ему здоровые навыки, приучать к правильному режиму, умению засыпать в любой обстановка умению развлекать себя, изучая свои ручки и ножки, играя и знакомясь с игрушками, общаясь с ним, лаская, любя и балуя. А еще давать ем возможность получать новые впечатления об окружающей действительности, которую он скоро начнет активно осваивать.

Подобные утверждения звучат слишком общо. Поэтому давайте попробуем более подробно разобраться в этих вопросах. Прежде всего хотелось бы, чтобы вы знали и понимали, что в первый, самый ответственный период жизни младенца — период новорождснности происходит сложнейший процесс адаптации (т. е- приспособления) малыша к новому образу жизни. А вас (включая и супруга) — к младенцу и, конечно, вас обоих — друг к другу.

Со стороны новорожденного адаптация будет выражаться непредсказуемостью и случайностью поведения, капризами и труднопереносимым плачем, отсутствием на этом этапе столь желанной для вас любви к вам. С вашей — непониманием реакций и действий малыша, растерянностью и усталостью, а иногда и ужасающим чувством полной зависимости от младенца, своеобразного материнского рабства. И лишь через некоторое время — не столь уж и продолжительное: всего несколько недель! — вы поймете друг друга. Будьте терпеливы — и это обязательно произойдет.

Старайтесь обращаться с новорожденным так, чтобы его жизнь в новых условиях не очень отличалась от той, какую он вел в материнской утробе, т. е. была сытной, покойной, теплой, чистой и безопасной. Не тормошите его понапрасну, не суетитесь, ухаживая за ним, кормите, когда хочет он, а не вы, оберегайте от холода. Словом, не вмешивайтесь в жизнь малыша, лучше дайте ему привыкнуть к внешнему миру. Доверьтесь его требованиям и поведению, а также собственной интуиции — и то и другое безошибочно в своем естестве.

И попытайтесь полюбить младенца, увы, не такого уж милого и привлекательного поначалу. Не обязательно разумом, который может прийти в полную растерянность перед новой сложной, непредсказуемой и ежесекундно меняющейся ситуацией. А всем телом, всем своим существом, которое давно уже созрело для любви и которому так приятно прикосновение к нежной коже малыша, к его крохотному тельцу, когда оно так естественно расположилось между вашим животом, грудью и предплечьем. Полюбив друг друга, вы поймете главное. Он — что в этом мире. в котором есть вы, вполне можно жить. А вы — что без этого крошечного существа жить уже не сможете. И когда ваш новорожденный перейдет на новую ступень в своем развитии, родится подлинное взаимопонимание. Правда, особо не обольщайтесь — и ваша и его адаптация в последующий период будет проходить довольно трудно. Ведь при всем том общем, что свойственно всем без исключения малышам, каждый из них представляет из себя яркую индивидуальность — и вследствие врожденности многих форм психических процессов, и по причине неповторимости предродового и родового опыта. Эту-то индивидуальность вы и должны понять, а главное — не испортить или искалечить, что наблюдается в семейной практике довольно часто, поскольку у каждого из нас среди определяющих поведение представлений и ожиданий есть те, которые относятся к детям, в том числе и новорожденным. И то, каким вы хотели бы видеть ребенка, определяет ваше отношение к нему, а в результате — его жизнь и склад личности. Хорошо, если вы сразу сойдетесь характерами и будете обращаться с малышом так, как и требует его индивидуальность. А если нет? В этом случае не ломайте природу. Принимайте ребенка таким, какой он есть, но мягко и ненавязчиво давайте ему возможность стать другим. Не загоняйте его в прокрустово ложе ваших представлений, а попытайтесь сделать так, чтобы он был счастлив и доволен жизнью. И тогда обязательно настанет время, когда пугавшая вас непредсказуемость и «неправильность» поведения младенца исчезнут. Вы просто станете его понимать, воспринимая как человека с собственным характером, вкусами и пристрастиями. Найдете подход к его индивидуальности и сможете безошибочно узнавать, когда он несчастен, а когда — доволен.

Откройте ваше сердце для любви. Бескорыстной, самоотверженной и бережной. В этом вам очень помогут восхитительные улыбки младенца, перед которыми мало кто способен устоять. И пусть сначала они обращены не лично к вам, а ко всем без исключения взрослым, уже к трем месяцам малыш перенесет свою любовь к миру на вас, на свою мать, которая беззаветно любит его. Не побоимся быть навязчивыми и повторим — ваша любовь крайне необходима ребенку для его нормального роста и развития, а в дальнейшем и для того, чтобы он, став взрослым, мог любить и быть любимым, обладал культурой чувств и развитой эмоциональной сферой. Словом, вырос полноценным человеком. Но не замыкайте эту любовь только лишь на себе — и материнской ревности или тщеславии. Вовлекайте в нее других близких взрослых, и прежде всего отца, которого младенец полюбит несколько позднее и которому так необходимо полюбить младенца вопреки медлительности отцовской любви.

Пусть они почаще контактируют, получают удовольствие от общения друг с другом. Пусть построят свои собственные, отличные от ваших, материнских, отношений. Не ревнуйте ребенка — ведь чем разнообразнее связи малыша с окружающим миром, тем богаче будет его личность и многограннее жизнь. Играя с ребенком, общаясь с ним и просто ухаживая, помните главное: теперь вы одна семья, и точно так же, как ваше счастье зависит от счастья малыша, его счастье — да что там счастье: сама жизнь! — целиком и полностью определяется вашим счастьем. Так постарайтесь же быть счастливыми вместе!

Теперь поговорим о следующих моментах в психическом развитии и жизни младенца, целиком вытекающих из его стремления к новым впечатлениям, познанию себя, окружающих и окружающего. Вскоре после того, как малыш осознает свою причастность к родителям, начнет отличать своих от чужих, он обнаружит свои руки — удивительно интересный предмет, который ранее как-то не попадал в его поле зрения. Начнется период их интенсивного изучения, освоения и использования — вначале глазами, а потом уже и ртом. А далее руки и рот младенца совместно начнут исследовать окружающий мир, а сам он станет учиться отличать предметы и что-то делать с ними.

Поскольку рот и руки у всех без исключения малышей этого возраста выступают в качестве исследовательского инструмента, вряд ли стоит бороться с этим — тем более что речь идет не о дурной привычке, а о насущной потребности. Не выдергивайте изо рта младенца игрушки и другие предметы и тем более не затыкайте ему постоянно рот соской. Лучше почаще мойте все, что находится в непосредственной близости от малыша, и успокаивайте его, общаясь с ним и играя.

Добивайтесь сопряженности движения глаз и рук, зрения и осязания, которые так необходимы малышу для становления правильной координации движений, вначале обучая его фокусировать зрение на различных предметах, далее вкладывая в его руки игрушки (лучше всего погремушки, чтобы он слышал звук и искал его источник, связывая движения рук и глаз), затем подвешивая в коляске или колыбели предметы, по которым можно ударять, а потом и хватать, и, наконец, давая игрушки и безопасные предметы для их более тщательного изучения.

При этом не забывайте разговаривать с ребенком. Отодвинув на второй .план дела и преодолев нежелание, усталость, наконец, говорите с ним обо всем так, как если бы он вас понимал и был способен ответить. Показывая предметы, называйте их и объясняйте, зачем они нужны. Ухаживая за малышом, подробно описывайте ему свои действия. Говорите внятно и не торопясь, чтобы ребенок смог уловить разницу между словами и звуками. Эмоционально и интонированно, без упрощения и сюсюканья, поскольку любая неестественность вашей речи будет немедленно отмечена малышом и помешает столь важному для вас обоих словесному контакту.

Ну а затем подросший малыш предъявит вам новые требования, которые вы должны будете правильно ответить. Ваша эмоциональная связь настолько окрепнет, что иногда даже начнет тяготить и раздражать вас, когда, например, малыш будет претендовать на всецелостность вашего внимания, стремиться ежесекундно быть с вами и впадать в панику при малейшем вашем отсутствии, тем самым серьезно осложняя вашу жизнь.

Пожалуйста, отнеситесь к этому с должным пониманием. Исходя из естественного для ребенка (но, к сожалению, не для вас) представления о том, что вы, родители, смысл и центр его жизни. Малыш еще не понимает, что, уходя, вы обязательно вернетесь, и оттого воспринимает ваш уход с таким трагизмом. В основе страха разлучиться с вами лежит страх потерять вашу любовь, которую он на веру принимать не хочет и не может. Поэтому постарайтесь почаще демонстрировать малышу свои чувства к нему — действенно и открыто, чтобы неизбежная в развитии ребенка стадия взаимоотношений «обними покрепче» выполнила свои важнейшие функции и в дальнейшем безболезненно сменилась следующей стадией — «пусти», означающей первый шаг вашего дитяти на пути к самостоятельности.

Не игнорируйте его чувства: ведь тревожность и неврозы — результат вашего невнимания к нему, его эмоциональному миру, а сложности в воспитании и взаимоотношениях тоже оттуда.

Берите малыша везде с собой, старайтесь не оставлять надолго, а если это необходимо, честно предупреждайте его о своем уходе и обязательно о возвращении, лучше — одними и теми же словами, к которым он вскоре привыкнет. И приучайте ребенка к тому, что ухаживать за ним и оставаться с ним будет не только мама, но и папа, а может быть, и другие близкие ему люди. Учтите, что в концу младенческого возраста у детей возрастает тревожность по отношению к «чужим», причем беспокоят его не они сами, а их действия и дистанция, которую они нередко нарушают. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок в будущем обрел уверенность, организуйте ему встречи с незнакомыми взрослыми, но только под вашим присмотром, при этом держите малыша на руках.

Что еще важно знать о втором полугодии жизни ребенка? Чему и как обучать малыша. Контролю за движениями — прежде всего нижних конечностей и связанным с этим умениям сидеть, ползать и ходить. Желание научиться этому у детей врожденное, потому не надо их торопить, ждите, зная и веря, что природа возьмет свое. Когда, лежа на спине, ваш ребенок начнет поднимать плечи и вытягивать шею, безнадежно пытаясь самостоятельно сесть, надо помочь ему. Параллельно учите вашего ребенка ползать — не обязательно на четвереньках, любым доступным ему способом, но во всех случаях чем-то привлекая: голосом, игрушкой и т. п. А еще — сначала с вашей помощью стоять в кроватке, манеже, подтягиваться, вставать и ходить с опорой на что-то, т. е. всему тому, что предшествует его первым самостоятельным шагам.

Продолжайте обучать малыша действиям с предметами, как можно более разнообразя предметный мир (разумеется, безопасный) Давайте ему ощупывать и гладить самые разные по фактуре предмет ты. И пусть он следит за вашими, «взрослыми» действиями. И конечно же, обучайте малыша первым, исходным навыкам — прежде всего ухода за собой.

В нетерпении услышать первое слово ребенка многие родители усиленно, но далеко не всегда успешно используют «метод попугая» заставляя ребенка произносить звуки посредством прямого подражания. Но использование слов должно быть осмысленным, для чего куда полезнее стремиться к тому, чтобы малыш постоянно слышал разговорную речь, имел возможность уяснить ее смысл, а главное — получал ваш немедленный и недвусмысленный ответ на произнесенные им звуки. Повторяйте одни и те же слова по-разному; меняя интонацию выражение лица, жестикуляцию и обстановку — так малыш быстрее поймет их значение. Говорите просто, без жаргонных словечек, выделяйте те слова, на которые он должен обратить внимание. И тогда достаточно скоро наступит день, когда ваш ребенок, вызвав бурю восторга и умиления у окружающих, произнесет свое первое слово...

Все, чему вы будете обучать малыша в этом возрастном периоде, нуждается в соответствующем подкреплении. Так вот, будет намного лучше, если вы не станете заставлять его выполнять то-то и то-то, отказывая в удовольствии или ласке до тех пор, пока он это не сделает (обида и огорчение ребенка в этом случае гарантированы), а будете соответствующим образом — немедленно и недвусмысленно — подкреплять все те правильные действия, которые он произвел самостоятельно, до которых сам дошел в поисках и изучении окружающего мира, тем самым надежно закрепляя их в своем поведенческом репертуаре.

 

 


читать далее

Содержание

- Брак.Семья.Общество
 Глава I. Пока вас только двое
 - Поговорим о странностях любви
 - Мы родом из детства
 - Когда принимаешь решение
 - К гармонии в браке
 - О серьезности намерений
 - С точки зрения закона
 - Личные права супругов
 - Ах, эта свадьба!
 Глава II. Первые месяцы вместе
 - Любовью дорожить умейте
 - Азы супружеского счастья
 - Первая брачная ночь
 - Медовый месяц
 - Предупреждение беременности
 - Молодые и родители
 - Семейные портреты
 Глава III. Искусство быть друг с другом
 - О парадоксах взаимной адаптации
 - Три ступени совместимости
 - Испытания конфликтом
 - Семейный театр
 - Семья в психологическом рентгене
 - Поэзия таинства
 Глава IV. Семейное хозяйство
 - Любовная лодка и быт
 - Домашний труд во благо
 - О семейной экономике
 - Вкусно. Быстро. Дешево
 - Миражи потребления
 - Уют вашего дома
 - Слагаемые комфорта
 Глава V. Здравствуйте, дети!
 - Что нам дарят дети
 - Мои родители и я как родитель
 - Родительская любовь
 - В ожидании аиста
 - Трудно ли быть мамой?
 - Уход за новорожденным
 - Ребенок обживает дом
 - Под опекой государства
 Глава VI. Ступеньки лестницы взросления
 - Психология возрастного развития
 Человек в колыбели
 - Человек играющий
 - Школьные годы
 - С нулевой по десятый
 - Трудный возраст
 - Шаги к самоопределению
 - «Уж я не мальчик…»
 - Будущие родители
 - На пороге семейной жизни
 - Что может быть лучше джинсов?
 Глава VII. Лето супружества
 - Середина жизни
 - «Освобожденные» родители
 - Для тех, кому за ...
 - Если предстоит развод...
 - Возвращение друг к другу
 - Когда я буду бабушкой
 - Союз поколений
 - Вместо заключения