Na-svet.ru

Мать и Дитя

Разделы

Заочные лекции для матерей
 Кесарево сечение
 Азбука семейной жизни
 Как любить ребенка//Януш Корчак
 Происхождение детских неврозов и психотерапия//А.И.Захаров
 Мы и наши дети (Б. и Н. Никитины)
 Резервы здоровья наших детей (Б. и Л. Никитины)
 Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях
 Пренатальная психология
 Полезная информация
 Государственность и семья
 Семейный кодекс РФ
 Комментарий к Семейному кодексу РФ
 


11
1
2

Заочные лекции для матерей

Ребенок обживает дом

Он пришел не как гость — долгожданный ваш ребенок, который отныне и до наступления возраста социальной зрелости будет постоянным жильцом в вашем доме. А это значит, что с самых первых дней жизни младенца вы должны позаботиться о том, чтобы его пребывание в квартире было удобным для всех — и для вас, и для ваших родителей (если вы, конечно, проживаете с ними), и для стремительно растущего малыша.

Для начала, приступая к планированию новой обстановки и расстановки мебели, вспомните, пожалуйста, что основными условиями развития здорового ребенка является чистота и свежий воздух. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы малышу была предоставлена лучшая комната в вашей квартире или лучшее место в комнате, где много воздуха и света.

Конечно, идеально, когда у младенца с первых дней есть отдельная комната (хотя очень может быть, что в этом случае вы надолго в нее переселитесь). Однако и в более стесненных условиях малышу должно быть комфортно, уютно и спокойно.

Прежде чем приступить к разбору основных планировочных решений, остановимся на главном. Под детский уголок лучше отвести место поближе к окну — естественное дневное освещение очень важно для сохранения здоровья и нормального зрения детей. Помещение, в котором он находится, должно хорошо и регулярно проветриваться и убираться. Кровать ребенка лучше ставить так, чтобы к ней со всех сторон поступал воздух и ни в коем случае не на сквозняках или у источников тепла (ребенок в этом случае значительно чаще простужается). Остальная мебель должна быть только необходимой, пол нескользкий и нехолодный (лучше — покрытый ковриком, паласом или ворселитом).

Необходимо самым тщательным образом позаботиться о соблюдении всех правил «техники безопасности». Основную опасность для малыша представляют непрочные и неустойчивые вещи: во время овладения сидением и ходьбой он будет пытаться их использовать, что может привести к весьма печальным последствиям. Особо опасными являются этажерки, подставки для цветов и другие высокие неустойчивые предметы — они могут не только помочь ребенку упасть, но и, почти наверняка, «прихлопнуть» его, нанеся серьезную травму.

Опасных предметов не должно быть и над головой малыша, — пытаясь встать, он может схватиться за свободно висящий электрический шнур от. утюга или приемника. Уберите из зоны его досягаемости электрические розетки (например, просто закройте их чем-нибудь), среди вещей, которые ребенок использует для изучения окружающей обстановки, могут оказаться и токопроводящие предметы. Заблокируйте подходы к окнам, а когда это окажется малодейственным, предусмотрите защиту на случай, если ребенок все-таки высунется, сделав нечто вроде мини-балкона или заграждения. И на весь тот период, пока ваш малыш будет учиться ходить, уберите из его «двигательной зоны» (или просто прикройте) все то, обо что он может удариться.

Теперь об устройстве удобного уголка ребенка. В первые месяцы жизни для него достаточно кроватки с высокими перильцами и пеленального столика. Они устанавливаются обычно рядом со спальным местом матери, так как ребенок в это время требует круглосуточного ухода.

Уже через несколько месяцев ребенку понадобится дополнительное пространство для движения и игры. Лучше, если это место будет недалеко от окна (на пол постелите мягкий ковер или поставьте у стены манеж). Удобны легкие складные манежи с сеткой, которые убираются в случае необходимости.

Примерно с одного года маленькому человеку требуется дополнительная мебель для удовлетворения его быстро растущих потребностей. К этому времени ребенок с удовольствием играет многочисленными игрушками, приобретенными заботливыми родителями и родственниками, пытается что-то соорудить своими руками из цветных кубиков, играет с пирамидками и настойчиво исследует обстановку квартиры. Чтобы хоть как-то уменьшить производимый им беспорядок в комнате, совершенно необходимо оборудовать привлекательный для него и, главное, удобный уголок, обставив его детской мебелью, купленной или сделанной своими руками.

Ребенок растет очень быстро, и одновременно с ростом меняются его физические возможности: мебель становится ему мала и неудобна, поэтому, чтобы не менять ее каждые полгода, целесообразно установить для него небольшой комбинированный шкаф-стол, который может прослужить малышу до 4—5-летнего возраста. Его вполне можно сделать своими силами или заказать в мебельной мастерской.

Такой шкаф собирают из досок или ДСП шириной 30 см. Он представляет собой раму в виде буквы П, с глухой задней стенкой из оргалита (ДВП) или фанеры. Высота его — около 150 см, а ширина — 81)— 100 см. В верхней части шкафа делают одну-две полки, а в нижней прикрепляют более широкую доску, около 50 см, на высоте 40 см от пола — она будет служить столом для игр и занятий ребенка. Крепление доски надо сделать таким, чтобы ее можно было легко снять и переставить на более высокий уровень (малыш растет!), т. е. предусмотреть фиксацию доски-стола через каждые 5—10 см, до отметки 60 см от пола. Весь шкаф после сборки покрывают бесцветным лаком или окрашивают нитроэмалью светлого цвета. Стульчик ребенка также должен «расти» вместе с ним. Для этого надо предусмотреть телескопические (выдвигающиеся) ножки, с фиксацией через 5 см (от 25 до 35 см) высоты сиденья.

Очень неплохое дополнение к набору игрушек в виде больших ярких кубиков может сделать заботливый отец малыша. Кубики собирают на шипах из квадратных листов фанеры (30х30 или 40х40 см) либо каркас из деревянных реек оклеивают оргалитом. Кубики обязательно должны быть легкими, чтобы маленький ребенок мог свободно их поднимать и переносить. После сборки их зачищают и красят нитроэмалью в яркие цвета. Если в некоторых из них сделать крышки, то можно будет удобно хранить игрушки, а снабдив один-два кубика маленькими колесиками, получим комплект универсального назначения: малыш с увлечением будет играть кубиками, сооружая из них то сказочный городок, то веселый поезд с игрушками и т. д. Хранить кубики и другие игрушки можно под доской-столом шкафа, о котором мы говорили.

С 4—5 лет ребенку желательно отвести постоянное место для сна, изолированное от спальных мест взрослых членов семьи, а в возрасте 6—7 лет это сделать просто необходимо, даже если придется поступиться некоторыми удобствами. Идеально, конечно, было бы отдать ребенку отдельную комнату, оборудовав ее под детскую. Но жилищные условия молодой семьи часто не позволяют сделать этого, и приходится устраивать детский уголок в общей комнате одно-двухкомнатной квартиры, а это означает приобретение детской мебели и выделение дополнительного пространства для занятий и игр ребенка. И все это на ограниченной площади комнаты, и без того заставленной мебелью. Надо быть готовым и к тому, что в этом случае меняется образ жизни семьи: сокращаются визиты гостей, вечерние просмотры телепередач и т. п. Здесь важно, как можно рациональнее использовать площадь комнаты, тщательно продумать расположение каждого предмета мебели и даже оценить его необходимость в новой ситуации.

Какой же выход предлагают архитекторы и что можно порекомендовать молодой семье, оказавшейся в подобных жилищных условиях?

Определим сначала, какая именно мебель нужна ребенку дошкольного и младшего школьного возраста.

Для ребенка до 8—9 лет необходима кроватка длиной 150—160 см, небольшой шкаф для книжек и игрушек, стол для занятий с минимальной площадью рабочей поверхности 50х60 см. Шкаф и стол можно совместить в конструкции, подобной описанной выше, либо установить секретер с опускающейся доской, обратную сторону которой (в поднятом положении она лицевая) можно окрасить эмалью серого, зеленого или голубого цвета и использовать ее для рисования мелом. Что касается кровати, то здесь уместно опять вспомнить о трансформируемой мебели: раскладное кресло-кровать, раздвижная тахта — при оформлении уголка ребенка они подойдут как нельзя более кстати. Еще большую площадь можно высвободить с помощью убирающейся тахты-кровати, встроенной в нижнюю секцию . мебельной стенки, в которую она может убираться, принимая вертикальное положение вдоль стены. Для этого ее поднимают за передний край, поворачивая вокруг оси, жестко закрепленной между боковыми стенками секции. Матрац пристегивают двумя-тремя ремнями. Необходимо предусмотреть надежную фиксацию тахты в вертикальном положении с помощью защелок или накидных крючков. Ножки-опоры убранной в нишу тахты должны опускаться вдоль ее нижней стенки-основания, их крепят на рояльных петлях (опорой для другой стороны тахты служит ось). Лучше выглядит опора-цоколь из доски, прикрепленной почти на всю длину к основанию кровати. Убирающуюся кровать не обязательно встраивать в секцию стенки — можно специально для нее сделать раму из досок и зашить ее заднюю стенку оргалитом. Тогда кровать можно будет ставить не только вдоль стены, но и поперек комнаты, торцом к стене. Это позволит организовать уголок ребенка, хорошо изолированный от остального пространства комнаты.

Применение комбинированной мебели в сочетании с продуманной ее расстановкой дает заметный выигрыш в использовании площади и высвобождает дополнительное пространство для подвижных игр ребенка.

Когда ребенок достигает 10—12 лет, предоставление ему отдельной комнаты становится настоятельной потребностью и, как ни сложно иногда это сделать, следует обязательно найти такую возможность. Молодые родители в этом случае часто бывают вынуждены отказаться от отдельной спальни и перебираются в общую комнату, устроив спальные места в зоне отдыха гостиной, а ребенок получает в свое распоряжение бывшую спальню, которую переоборудуют в детскую комнату. Отдельная комната, обставленная соответствующим образом, несравнимо улучшает условия жизни ребенка и не только весьма положительно сказывается на его настроении, но и повышает продуктивность занятий, не говоря уж о том, что здесь он чувствует себя свободнее и может играть со своими сверстниками, пришедшими к нему в гости. Детская комната на одного ребенка должна иметь площадь не менее 8 м2.

Для устройства детской на двоих детей одного пола нужна комната площадью 10—12 м2. Они могут проживать здесь до студенческого возраста, только время от времени надо менять мебель в соответствии с возрастными изменениями и просто по желанию. В оборудовании детской комнаты для двух детей широко используют кроме комбинированной мебели кровати в два яруса, либо задвигая одну из них под другую в дневное время, либо делая их двухэтажными. Дети всегда радуются такому устройству спальных мест, и между ними даже возникает соперничество за право спать на верхнем ярусе. Этот момент можно использовать в воспитательных целях, предоставляя второй этаж в качестве поощрения. Кровать второго яруса должна быть снабжена высокими бортиками и кроме 4 ножек иметь еще жестко укрепленную широкую лестницу-трап для подъема наверх и придания большей устойчивости всей конструкции. Эта лестница может также служить небольшой гимнастической стенкой.

Вообще, устройство спортивного уголка в детской комнате весьма желательно, даже необходимо. Один-два металлических крюка в потолке и стенах с привязанными к ним кольцами, веревочными лестницами, трапецией — вот и готов гимнастический мини-комплекс, который, уверяем вас, будет использоваться с большой интенсивностью. Он доставит ребятам огромную радость и удовлетворит их ненасытную потребность в движении, что так необходимо для нормального развития детского организма.

В детской комнате для двоих ребят надо устроить два рабочих места, оборудованных отдельными светильниками и полками или шкафчиками для книг и принадлежностей. Это могут быть два небольших письменных стола или длинная доска-стол, установленная под окном либо у одной из стен.

Когда каждый ребенок в семье имеет постоянное, «свое» место, его легче приучить к чистоте и порядку. Надо сказать, что дети, как правило, любят свое предметное окружение и украшают отведенную им часть комнаты доступными им способами: рисуют картинки, вырезают аппликации и прикрепляют их к стене над кроватью — к этому надо относиться терпимо, даже если они слегка подпортят обои или какую-нибудь мебель.

Отделка детских комнат, особенно для детей младшего возраста, должна выполняться в светлых, чистых тонах, поскольку дети не любят серые или «грязные» цвета и, наоборот, радуются цветам радуги. Не обязательно все стены помещения отделывать одинаково — одну из них можно оклеить обоями другого цвета или рисунка, покрасить в цвет, контрастный к цвету остальных стен, и даже сделать на ней роспись. Расписывать стенку лучше в стилизованной детской манере, используя сказочные сюжеты или мотивы живой природы, обязательно привлекая ребят к этому увлекательному занятию.

В оформлении детской комнаты необходимо учитывать ее специфику, чтобы создать ребятам условия для подвижных игр. Так, например, занавески на окне лучше повесить короткие, до подоконника. Нежелательно также присутствие стеклянных предметов — остекленных полок, люстр или плафонов. Арматура светильников должна быть небьющейся: металлической, пластмассовой или сделанной из плотной бумаги. Очень хорошо, если мебель в детской комнате будет неполированной, со светлой отделкой, не имеющей острых углов и металлических окантовок — это уменьшит опасность получения травм во время шумной возни детей.

Приступая к оборудованию детской комнаты и ее оформлению, постарайтесь вспомнить себя в детстве (ведь это было так недавно!), свои настроения, желания, ощущение окружающего мира. Это поможет вам лучше и полнее представить желания своих детей и удачно справиться с реализацией этих желаний.

Напомним еще раз, что атмосфера детской комнаты, весь ее облик — отделка, мебель, освещение, драпировки, картинки на стенах и т. д. —должны быть светлыми, веселыми, вызывать радостные ощущения.

 

 


читать далее

Содержание

- Брак.Семья.Общество
 Глава I. Пока вас только двое
 - Поговорим о странностях любви
 - Мы родом из детства
 - Когда принимаешь решение
 - К гармонии в браке
 - О серьезности намерений
 - С точки зрения закона
 - Личные права супругов
 - Ах, эта свадьба!
 Глава II. Первые месяцы вместе
 - Любовью дорожить умейте
 - Азы супружеского счастья
 - Первая брачная ночь
 - Медовый месяц
 - Предупреждение беременности
 - Молодые и родители
 - Семейные портреты
 Глава III. Искусство быть друг с другом
 - О парадоксах взаимной адаптации
 - Три ступени совместимости
 - Испытания конфликтом
 - Семейный театр
 - Семья в психологическом рентгене
 - Поэзия таинства
 Глава IV. Семейное хозяйство
 - Любовная лодка и быт
 - Домашний труд во благо
 - О семейной экономике
 - Вкусно. Быстро. Дешево
 - Миражи потребления
 - Уют вашего дома
 - Слагаемые комфорта
 Глава V. Здравствуйте, дети!
 - Что нам дарят дети
 - Мои родители и я как родитель
 - Родительская любовь
 - В ожидании аиста
 - Трудно ли быть мамой?
 - Уход за новорожденным
 Ребенок обживает дом
 - Под опекой государства
 Глава VI. Ступеньки лестницы взросления
 - Психология возрастного развития
 - Человек в колыбели
 - Человек играющий
 - Школьные годы
 - С нулевой по десятый
 - Трудный возраст
 - Шаги к самоопределению
 - «Уж я не мальчик…»
 - Будущие родители
 - На пороге семейной жизни
 - Что может быть лучше джинсов?
 Глава VII. Лето супружества
 - Середина жизни
 - «Освобожденные» родители
 - Для тех, кому за ...
 - Если предстоит развод...
 - Возвращение друг к другу
 - Когда я буду бабушкой
 - Союз поколений
 - Вместо заключения