Na-svet.ru

Мать и Дитя

Разделы

Заочные лекции для матерей
 Кесарево сечение
 Азбука семейной жизни
 Как любить ребенка//Януш Корчак
 Происхождение детских неврозов и психотерапия//А.И.Захаров
 Мы и наши дети (Б. и Н. Никитины)
 Резервы здоровья наших детей (Б. и Л. Никитины)
 Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях
 Пренатальная психология
 Полезная информация
 Государственность и семья
 Семейный кодекс РФ
 Комментарий к Семейному кодексу РФ
 


11
1
2

Заочные лекции для матерей

«Уж я не мальчик…»

В знаменитую болдинскую осень — во время феноменального творческого подъема, — видимо, под влиянием воспоминаний отрочества, тех лицейских лет, в которые великий поэт веселился и проказничал, как пятнадцатилетний Керубино, А. С. Пушкин .написал стихотворение «Паж, или Пятнадцатый год». Вот его первые строфы:

 

Пятнадцать лет мне скоро минет;

Дождусь ли радостного дня?

Как он вперед меня подвинет!

Но и теперь никто не кинет

С презреньем взгляда на меня.

 

Уж я не мальчик — уж над губой

Могу свой ус я защипнуть;

Я важен, как старик беззубый;

Вы слышите мой голос грубый,

Попробуй кто меня толкнуть...

 

Образ Керубино, популярного персонажа литературы XVIII в., символизирует особый момент развития человека — переход от ребенка к взрослому, от мальчика к мужу, выражает состояние определенного периода, периода зарождающейся любви, периода полового созревания, когда за пухлыми, безбородыми щеками мальчика-подростка, женственной внешностью проступают черты мужчины.

Современные подростки не очень похожи на знаменитого литературного персонажа, отчасти потому, что половое созревание наступает у них раньше (акселерация), а спорт и воспитание делают их внешность более мужественной, лишенной изнеженности и женственности. Физиологически современные мальчики и девочки — подростки — достаточно хорошо оформлены в своей половой принадлежности, и, скажем, в современной литературе вы не найдете уже популярный мотив романа барокко начала XVII в., когда легкость переодевания мужчин в женскую одежду и наоборот была важным сюжетным элементом многих забавных историй главным образом приключенческого толка. Вместе с тем та особенность подростковой и юношеской психологии, которую символизирует образ Керубино, и в наше время остается существенной гранью процесса перехода от детства к взрослости, поэтому постараемся в ней разобраться.

В былые времена факт полового созревания выражал собой окончание детства и переход подростка к взрослой жизни. Для древних половое созревание было достаточным основанием, чтобы признать взрослеющего человека готовым к несению воинских тягот, семейной жизни, постепенному включению в социальные институты. Его подвергали тому или иному обряду инициации, выдержав испытание которым он мог непосредственно приступать к отправлению своих социальных, гражданских обязанностей и прав.

Не так в наше время. Несмотря на то, что внешне процесс полового созревания достаточно ярко выражен (в частности, в чисто внешних особенностях, атрибутике соматических изменений, не говоря уже о физиологических изменениях, затрагивающих формирование соответствующих органов), в процессе развития личности подростка и юноши он не имеет каких-либо явственно выраженных событийных форм — он остается таким же учащимся какого-то 5«а» или 7«б» класса (наступление половой зрелости существенно разнится у девочек и мальчиков, велика и вариативность ее наступления у представителей одного и того же пола), таким же материально зависимым членом семьи, он лишен гражданских прав и т. д. Таким образом, возникает несоответствие между чисто физиологической готовностью к ведению семейной жизни и фактически детским положением подростка. Кроме того, оформление физиологического аппарата (половых органов и систем) не означает наступления общеорганической зрелости организма (в частности, продолжается рост), и поэтому до определенного возраста не только социально, но и физиологически нецелесообразно ведение половой жизни, рождение детей и т. д.

Л. С. Выготский зафиксировал эту ситуацию как важнейшее противоречие подросткового возраста, которое графически очень выразительно изобразил как треугольник, на вершинах которого расположил половое созревание, общеорганический рост и социальную зрелость. Их несовпадение во времени фиксирует некую особую точку, в которой находится развивающаяся личность. Если в более ранние эпохи развитие и рост человека завершались половым созреванием, то в наше время оно является внутренним моментом, причем достаточно ранним, предшествующим во многом общеорганической зрелости и зрелости общественной, гражданской и нравственной.

Как же решаются в современной педагогике — школьной и семейной — те характерные проблемы, которые возникают по названным выше причинам? Ответ на этот вопрос может быть вполне однозначным, хотя эта однозначность и нелицеприятна.

Мы упорно отстаиваем сексуальное невежество молодежи. Страусиная политика — зарыть голову в песок: ничего не вижу, ничего не слышу — приводит к фатальному заблуждению относительно распространенности и современных форм проявления сексуальности у наших мальчиков и девочек. Проще всего сказать: «Этого нет!» — и закрыть вопрос. Но не получается, поскольку такое «решение» не является решением, а лишь попыткой ухода от него. Вместе с тем именно нежелание смотреть в глаза правде и честно решать проблемы составляет основу своеобразной «методологии» в политике сексуального просвещения и воспитания подрастающего поколения, которая есть главным образом и по преимуществу политика замалчивания, сведения до минимума сведений и злоупотребления эвфемизмами.

Результаты плачевны. Количество сексуальных преступлений, совершаемых подростками, не уменьшается, бывают случаи нежелательной беременности у школьниц и вовсе недопустимые аборты, подрывающие здоровье будущих матерей, — словом, случается многое такое в сфере интимных отношений подростков, что так страшит взрослых. Тем поразительнее, что страх этот остается страхом, не выливаясь ни в какую практическую деятельность, помимо разнообразных запретов и наказаний провинившихся, т. е. того, что является по сути распиской в полной беспомощности и отсутствии контроля за ситуацией. А ситуация такова.

По данным сексопатолога 3. В. Рожанской, нынешние 10—12-летние девочки лишь в 5% случаев получают первую информацию о сфере интимных отношений в семье и немногим более 6% — в школе. Для большинства (почти 70%) основным источником информации являются более «опытные» подруги-сверстницы или девочки, старшие по возрасту. Причем информация эта поступает, как правило, в примитивном, циничном и разлагающем виде. По данным того же исследователя, сексуальное просвещение, идущее от семьи и школы, к тому же серьезно запаздывает во времени (на 2—3 года!) и в 75% случаев начинается в 15 лет и старше, что при современных акселерированных темпах полового созревания крайне поздно. Даже к началу менструаций своевременно и надлежащим образом подготовлено не более половины всех девочек.

В целом ситуация складывается парадоксальная: с одной стороны, участившиеся случаи раннего начала половой жизни, распущенность части подростков и юношей, а с другой — ханжеское замалчивание половых вопросов и неправильное сексуальное воспитание.

Иногда «половое просвещение» детей в семье принимает странные, а точнее, недопустимые формы. Так, по данным сексопатолога Н. Д. Жбанкова, более 10% родителей в своих половых сношениях не стеснялись детей. При этом, к сожалению, не все родители осознают, какую тяжелую психологическую травму наносят своему ребенку.

Думается, что мы уже пришли сегодня к тому рубежу, когда необходимость разработки эффективной воспитательной политики в области полового просвещения осознается массами воспитателей, хотя по инерции вызывает широкое сопротивление тех, кто еще не осознал всей губительности существующего порядка вещей.

В половом воспитании важно все, и возможны различные формы — от личного примера до использования книг и произведений искусства. Однако главную роль в социализации полового чувства призваны сыграть отец и мать.

Именно к ним обращаются с первыми «трудными вопросами» дети — как происходит деторождение, почему люди делятся на мужчин и женщин и пр. Существуют две точки зрения на то, как быть с этими «как» да «почему»: одни считают, что разъяснения надо начинать активно, не дожидаясь «востребования», появления соответствующего интереса; другие — и их большинство — считают, что объяснения должны идти последовательно и параллельно возникающему интересу. Последняя точка зрения отвечает нашему принципу своевременности воспитания, и мы ее разделяем.

Особенно важно своевременно давать юношам и девушкам соответствующую информацию о половых отправлениях, которые с ними происходят (первые менструации, ночные поллюции и т.д.). Необходимость такой информации и вообще бережного отношения к первым проявлениям сексуальности архиважна, ибо неосведомленность и грубое отношение могут повлечь за собой психические травмы и деформировать всю систему полового самосознания развивающейся личности.

Почему же все-таки мы столь нелепо боязливы в вопросах полового просвещения и воспитания молодежи? Дань некоторым традициям? Безусловно! Но не только это. Выскажу одну гипотезу о происхождении нынешнего ханжества в половых вопросах, которого, кстати сказать, не было у нас в 20—30-е гг., судя по количеству и по содержанию литературы того времени.

Мне кажется, что новоявленное сексуальное ханжество есть своеобразная реакция на пресловутую «сексуальную революцию», которая, судя по газетным и книжным реляциям, бушевала на Западе в 60— 70-х гг. нашего столетия. А поскольку каждая «революция» имеет свой естественный противовес в виде «контрреволюции», то, видимо, наша странная позиция в обсуждаемых вопросах может быть объяснена и так: отвергая любое негативное явление буржуазного упадка, мы противопоставляем ему некое здоровое начало. И это верно. Но не в этом вопросе. И вот почему.

Прежде всего сегодня очевидно, что пресловутая «сексуальная революция» — это более миф, созданный профрейдистской направленностью буржуазных идеологов, поскольку надо обладать поистине бурным воображением психоаналитика, чтобы увидеть в факте акселерации полового созревания — факте объективном — проявление какого-то вселенского содома и гоморры с всеобщей половой безудержной активностью. Но ничего такого дотошливые буржуазные социологи не зафиксировали. Все, как всегда. В том числе и эксплуатация порнографии, эротизма в целях коммерции — традиционный грех нечистого на руку буржуазного предпринимательства, действующего под девизом: все на продажу! К чему же нам бороться с мнимой «сексуальной революцией», не различая за новым жупелом старых проблем, смыкаясь к тому же с консерватизмом дурного толка.

Нет уж, надо кончать с разговорами о «сексуальной революции» и вместо глупой ей Оппозиции предложить аналитическую позицию исследователя актуальных проблем сексуального воспитания и просвещения подрастающего поколения.

 

 


читать далее

Содержание

- Брак.Семья.Общество
 Глава I. Пока вас только двое
 - Поговорим о странностях любви
 - Мы родом из детства
 - Когда принимаешь решение
 - К гармонии в браке
 - О серьезности намерений
 - С точки зрения закона
 - Личные права супругов
 - Ах, эта свадьба!
 Глава II. Первые месяцы вместе
 - Любовью дорожить умейте
 - Азы супружеского счастья
 - Первая брачная ночь
 - Медовый месяц
 - Предупреждение беременности
 - Молодые и родители
 - Семейные портреты
 Глава III. Искусство быть друг с другом
 - О парадоксах взаимной адаптации
 - Три ступени совместимости
 - Испытания конфликтом
 - Семейный театр
 - Семья в психологическом рентгене
 - Поэзия таинства
 Глава IV. Семейное хозяйство
 - Любовная лодка и быт
 - Домашний труд во благо
 - О семейной экономике
 - Вкусно. Быстро. Дешево
 - Миражи потребления
 - Уют вашего дома
 - Слагаемые комфорта
 Глава V. Здравствуйте, дети!
 - Что нам дарят дети
 - Мои родители и я как родитель
 - Родительская любовь
 - В ожидании аиста
 - Трудно ли быть мамой?
 - Уход за новорожденным
 - Ребенок обживает дом
 - Под опекой государства
 Глава VI. Ступеньки лестницы взросления
 - Психология возрастного развития
 - Человек в колыбели
 - Человек играющий
 - Школьные годы
 - С нулевой по десятый
 - Трудный возраст
 - Шаги к самоопределению
 «Уж я не мальчик…»
 - Будущие родители
 - На пороге семейной жизни
 - Что может быть лучше джинсов?
 Глава VII. Лето супружества
 - Середина жизни
 - «Освобожденные» родители
 - Для тех, кому за ...
 - Если предстоит развод...
 - Возвращение друг к другу
 - Когда я буду бабушкой
 - Союз поколений
 - Вместо заключения