Na-svet.ru

Мать и Дитя

Разделы

Заочные лекции для матерей
 Кесарево сечение
 Азбука семейной жизни
 Как любить ребенка//Януш Корчак
 Происхождение детских неврозов и психотерапия//А.И.Захаров
 Мы и наши дети (Б. и Н. Никитины)
 Резервы здоровья наших детей (Б. и Л. Никитины)
 Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях
 Пренатальная психология
 Полезная информация
 Государственность и семья
 Семейный кодекс РФ
 Комментарий к Семейному кодексу РФ
 


11
1
2

Заочные лекции для матерей

Миражи потребления

Мир семьи, конечно, создают не только семейные отношения, друзья, но и вещи, которые окружают людей, создают максимум удобства и радуют глаз. Теплые, заботливые отношения людей друг к другу, утвердившиеся в семье, накладывают свой отпечаток И на вещи. Это сказывается и на их подборе, расстановке, употреблении — сообразно вкусам, привычкам, потребностям людей, живущих в доме,

И здесь нам, психологам, хотелось бы привлечь внимание читателей к чрезвычайно любопытному факту, можно даже сказать, к закономерности; совершенно не обязательно самыми милыми и дорогими оказываются в семье те вещи, за которые было уплачено больше денег; очень часто такими семейными реликвиями оказываются вещи довольно-таки дешевые, с виду неказистые и устаревшие. Они никому особенно не нужны, но тогда почему так дороги нам? Да потому, что с Этими вещами связаны наши самые лучшие семейные воспоминания — они напоминают о таких-то важных событиях или о какой-то важной полосе в совместной жизни. И в этом их ценность.

Однако мы совсем не призываем к тому, чтобы взрослые люди по гроб жизни сохраняли фанатическую преданность всем отслужившим свой век вещам, не отстаиваем консерватизм и аскетизм. Мы только предупреждаем об опасности духовного опустошения, которое неизбежно наступает в погоне за постоянно меняющимися престижными псевдоидеалами.

Попробуем здесь разобраться, чем различаются внутренняя и внешняя ценность вещи. Внутренняя ценность — это то, что относится к удобству самой этой вещи, соответствию ее реальным запросам человека, его образу жизни, его вкусам, его привычкам и. наконец, эмоциональной памяти. Почему приобретают такую большую внутреннюю ценность некоторые старые вещи? Да потому, что они как бы врастают в эмоциональную память человека, ассоциируются в его памяти с очень значимыми впечатлениями, дорогими для него воспоминаниями.

К сожалению, очень часто молодые люди этого понять не могут, потому что не располагают таким багажом пережитого, такой насыщенной воспоминаниями эмоциональной памятью, как люди старшего возраста. Отсюда два шага до бестактной пренебрежительности по отношению к устаревшим вещам стариков.

Внешняя ценность — это общепринятая оценка вещи, оценка большинством окружающих. В условиях ускоряющегося научно-технического прогресса внешняя ценность вещей закономерно оказалась связанной с престижем новизны. Внешне ценным в этом случае принято считать то, что является самым новым. Но новые вещи не могут быть всеобщим достоянием, ведь когда они становятся общедоступными, они уже перестают быть новыми. К новым вещам всегда имеют доступ немногие — те, кто оказывается на вершине социального успеха. Покупка модных вещей — это всегда самореклама. С помощью престижных вещей приобретатель рекламирует перед другими свой социальный статус: материальное благосостояние, покупательную способность, доступ к «высшим сферам» — главным признакам социального успеха. Такая реклама для человека, сориентированного на социальный успех, необходима — без этих признаков успеха его не будут зачислять в круг своих другие преуспевающие люди. Но понятно, что постоянно находиться на гребне волны социального успеха так же непросто, как гнаться за постоянно удаляющимся горизонтом. В данном случае ценностью оказываются уже не сами вещи, не их функциональные достоинства и тем более эмоциональные — в «самоценность» превращается процесс приобретения вещей и замены ими старых. Высшей ценностью становится меновая стоимость вещи — то, что ее можно недешево продать и купить на вырученные деньги новую вещь.

Ориентация на потребительство приводит иные семьи к загромождению их дома вещами, чужеродными его обитателям. Эти вещи, не включенные в жизнь семьи, не делают атмосферу дома.

Повышенная занятость (работа, учеба), поток пассивно потребляемой информации (не из живого общения, а из газет, теле- и радиопрограмм) сокращают долю живого человеческого общения, совместных дел, игр, развлечений, которые бы раскрывали людей друг для друга. Массу удобств и необходимого людям комфорта принесли с собой отдельные квартиры. Но и в них таится опасность — опасность разобщенности, изолированности. Редкие, обставленные всевозможными церемониями гостевые визиты не могут восполнить дефицит общения. Чем реже встречи, чем значимее повод (день рождения, свадьбы, защита диплома или диссертации, новоселье и т. п.), тем большая нагрузка падает на фасадную часть общения — подарки, приветствия, торжественные туалеты и формы приема, ритуалы гостеприимства. Так появляются гостиные — комнаты, в которых неудобно жить, но удобно принимать гостей, а в центре внимания оказывается сервант с красивыми сервизами и бокалами, дорогие столовые приборы, вместительный двухкамерный холодильник, стол, домашний музыкальный центр (для музыкального сопровождения трапезы) и цветной телевизор с видеомагнитофоном (для ее зрительного сопровождения).

Следует отметить, что более слабым иммунитетом к вирусу приобретательства страдают женщины. В чем тут дело? Женская психика, как правило, более чувствительна к эстетической стороне вещей, что в сочетании с естественной для женщины ориентацией на «домашнее гнездо» приводит (в отсутствие развитой системы интересов) к гипертрофированному стремлению добиться максимального уюта и комфорта домашнего интерьера, обзавестись красивой и дорогой посудой, туалетами и т. п. Но мужчины должны понимать: к чрезмерному стремлению непрерывно обновлять свой гардероб, обои или мебель приводит некоторых женщин отсутствие впечатлений. Вот они и пытаются внести разнообразие в монотонность своего существования за счет обновления домашней обстановки. В этом проявляется не только искусственное восполнение дефицита процессиональных увлечений или общественной активности, но и ограничение материнского инстинкта. Отказываясь (нередко под давлением «расчетливых» мужей) от перспективы иметь нескольких детей (а не одного), женщина пытается компенсировать дефицит эмоционального переживания (в отсутствие забот о значимых и любимых для нее объектах — детях) стремлением разнообразить и усовершенствовать свою среду. Ведь женщина запрограммирована природой не на одного ребенка, а на многих детей, и в отсутствие регулярно повторяющегося биологически целесообразного цикла рождения — вскармливания — ее эмоциональная сфера нередко дестабилизируется: либо нерастраченные запасы любви и чувств концентрируются на одном ребенке (что приводит к вредной для ребенка гиперопеке), либо развивается чрезмерная чувствительность к малейшим угрожающим факторам (взрослая женщина как бы сама превращается в ребенка, пугающегося враждебного ей мира со всеми его проблемами) и стремление обезопасить себя, отгородившись от мира надежным домом-крепостью, напичканным всевозможными ценностями, которые могут пригодиться на черный день.

Всем этим тенденциям противостоит полноценное выполнение женщиной своего материнского и профессионального предназначения.

Чтобы помочь «потребителю» справиться с весьма сильным искушением стяжать блага, надо помочь ему раскрыть для себя универсальную ценность тех радостей, которые доставляет творческий труд и бескорыстное служение ближним, служение общественно значимой, надличностной цели.

Оправдание накопительского потребительства известно — приобретение вещей впрок, про запас. Человеку кажется, что таким способом можно повысить надежность, уверенность в завтрашнем дне. Однако при этом не учитывается, как минимум, два обстоятельства.

Прежде всего, утрата собственности никогда не страхуется обществом со стопроцентной гарантией: если приспособленность человека к жизни в обществе обеспечивается только его имущественным состоянием, а не приспособленностью к продуктивной созидательной деятельности, при утрате имущества человек, не развивший в себе способностей, оказывается совершенно никчемным и его иждивенческий статус обнажается.

Истинное богатство человека — это он сам, то, что он сам несет в себе. То, что сокрыто в силе его интеллекта, мускулов; духа, выносливости, сметливости, опыте и находчивости. Ставка на потребительство мешает развитию этого истинного богатства.

Кроме потребности в вещах есть потребность в знаниях, впечатлениях, эмоциях, общении с людьми, доброте, в творческом поиске, открытиях, изобретении, игре, в движениях, танцах, музыке, песнях, в шутке, смехе, веселье, в риске, испытаниях, в напряжении, в расширении своего жизненного пространства, путешествиях, перемене мест, настроения. Это потребности в жизни. Развиваемые гармонично, они расширяют мир человека, наполняют жизнь новым содержанием, делают ее интереснее, богаче, а главное — совершенствуют самого человека, делают его непосредственно ценным для других независимо от имущественного статуса.

 

 


читать далее

Содержание

- Брак.Семья.Общество
 Глава I. Пока вас только двое
 - Поговорим о странностях любви
 - Мы родом из детства
 - Когда принимаешь решение
 - К гармонии в браке
 - О серьезности намерений
 - С точки зрения закона
 - Личные права супругов
 - Ах, эта свадьба!
 Глава II. Первые месяцы вместе
 - Любовью дорожить умейте
 - Азы супружеского счастья
 - Первая брачная ночь
 - Медовый месяц
 - Предупреждение беременности
 - Молодые и родители
 - Семейные портреты
 Глава III. Искусство быть друг с другом
 - О парадоксах взаимной адаптации
 - Три ступени совместимости
 - Испытания конфликтом
 - Семейный театр
 - Семья в психологическом рентгене
 - Поэзия таинства
 Глава IV. Семейное хозяйство
 - Любовная лодка и быт
 - Домашний труд во благо
 - О семейной экономике
 - Вкусно. Быстро. Дешево
 Миражи потребления
 - Уют вашего дома
 - Слагаемые комфорта
 Глава V. Здравствуйте, дети!
 - Что нам дарят дети
 - Мои родители и я как родитель
 - Родительская любовь
 - В ожидании аиста
 - Трудно ли быть мамой?
 - Уход за новорожденным
 - Ребенок обживает дом
 - Под опекой государства
 Глава VI. Ступеньки лестницы взросления
 - Психология возрастного развития
 - Человек в колыбели
 - Человек играющий
 - Школьные годы
 - С нулевой по десятый
 - Трудный возраст
 - Шаги к самоопределению
 - «Уж я не мальчик…»
 - Будущие родители
 - На пороге семейной жизни
 - Что может быть лучше джинсов?
 Глава VII. Лето супружества
 - Середина жизни
 - «Освобожденные» родители
 - Для тех, кому за ...
 - Если предстоит развод...
 - Возвращение друг к другу
 - Когда я буду бабушкой
 - Союз поколений
 - Вместо заключения