Na-svet.ru

Мать и Дитя

Разделы

Заочные лекции для матерей
 Кесарево сечение
 Азбука семейной жизни
 Как любить ребенка//Януш Корчак
 Происхождение детских неврозов и психотерапия//А.И.Захаров
 Мы и наши дети (Б. и Н. Никитины)
 Резервы здоровья наших детей (Б. и Л. Никитины)
 Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях
 Пренатальная психология
 Полезная информация
 Государственность и семья
 Семейный кодекс РФ
 Комментарий к Семейному кодексу РФ
 


11
1
2

Заочные лекции для матерей

Мои родители и я как родитель

Каждый из нас в свое время был ребенком, поэтому почти нет человека, который бы так или иначе не пережил бы на себе эту детскую сторону родительства. Не раз мы возвращаемся в своем сознании к годам детства, к событиям и впечатлениям детских лет, вспоминаем чувства и переживания, сопровождавшие нашу жизнь в кругу родительской семьи. Хорошо известно, какое огромное значение на всю последующую жизнь человека оказывают детские годы.

Какими мы стали родителями, в значительной степени зависит от того, что мы видели, пережили, поняли в поведении собственных родителей. Здесь может оказать решающее влияние все: какими были наши родители, когда радовались и огорчались, как сердились, как хвалили и наказывали, как разрешали конфликты, какими были их семейные ссоры, как выражали родители расположение и немилость. Вся эта сложная гамма детских впечатлений от поведения родителей, часто помимо нашей воли и сознания, проявляется в то время, когда мы сами становимся родителями. Психологи утверждают, что эмоции детей, вызванные взаимоотношениями с родителями, обладают огромной моделирующей силой. Что-то из этих впечатлений остается с нами навсегда. Не случайно, что, рассуждая о воспитании собственных детей, мы нередко говорим: «Мой отец или мать всегда были строги со мной, поэтому я стал порядочным человеком»; или обратное: «Мои родители были слишком строги и холодны со мной, поэтому со своим ребенком я буду мягкой и доброй».

Можно ли проследить, как влияют детские воспоминания на появление родительских позиций у взрослых людей? Это довольно сложный вопрос. В науке существуют различные точки зрения. В период расцвета психоанализа, теории, согласно которой вся жизнь человека считалась предопределенной переживаниями раннего детства, в произведениях литературы и искусства укрепилась традиция, подчеркивающая связь детского опыта и родительского поведения. В связи с этим и психологическая помощь родителям при затруднениях в общении с детьми заключается в подробном анализе воспоминаний о детских годах, осознании переживаний и всего эмоционального содержания детства. Психолог изучал не столько реальный опыт взаимодействия детей и родителей, сколько внутренние переживания взрослого.

Такой подход базировался на нескольких положениях. Во-первых, признавалась фатальная роль биологических инстинктов, присущих человеческому существованию с рождения, принадлежащих самой биологической природе человека. Таких инстинктов два: любовь и агрессия. Во-вторых, вся жизнь человека, все многообразие психологической индивидуальности человека объяснялись тем, как в детстве произошло раскрытие этих двух инстинктов. Считается, что во всей последующей жизни человека проявляется «драма раннего детства». Это составляет третье основное положение психоаналитического подхода. Само детство представляется как серия травм, наносимых первичным инстинктам требованиями жизни. Кульминационный момент этой драмы наступает примерно в возрасте от двух до трех лет, когда ребенок оказывается во власти любви к матери и становится соперником отца в стремлении завоевать и удержать ее любовь. Возникает так называемый комплекс «Эдипа», описывающий драму отношений мальчика к матери и отцу. Поведение девочек и драма их детства описаны в так называемом комплексе «Электры», смысл которого также в противоречивых чувствах к родителям. У девочек возникает своеобразное влечение к отцу, однако из-за различия полов эта привязанность не приводит к полному отождествлению, как это бывает у мальчиков. Возникает мучительное противоречие, при котором девочки отдаляются от матери, но не могут полностью усвоить нормативы и ценности отца. Все описанные переживания детства, с позиций психоанализа, по мере взросления ребенка вытесняются из сознания, но продолжают определять жизнь человека, воздействуя на его поведение. Выполнение родительской роли как бы вновь усиливает, казалось бы, забытые детские переживания, теперь уже определяя стиль отношений и особенности взаимодействия детей и родителей. Современные психологические данные отрицают предопределенность родительского поведения воспоминаниями детства и тем более полностью отвергают представление о причинности психического развития человека как о драме инстинктов. Вместе с тем нельзя не согласиться с тем, что детский опыт все же оказывает какое-то влияние на родительское поведение. Однако эти взаимосвязи не столь непосредственны и просты.

Действительно, довольно легко согласиться с утверждением, что детские переживания добра, любви, заботы и ласки в дальнейшем, когда ребенок сам становится родителем, будут воспроизведены в его родительском поведении. И наоборот, воспоминания о негативных переживаниях — подавления, жестокости, ненависти — вызовут воспроизведение аналогичного эмоционального отношения. Но даже самые поверхностные наблюдения показывают, что дело обстоит не совсем так.

Попытки выяснить происхождение родительского чувства вызвали к жизни немало интереснейших теорий, стали объектом острейшей научной полемики. И это не удивительно. Законы, по которым строится и проявляется родительская любовь, в какой-то мере оказывают влияние на собственный детский опыт.

Вспомним слова Я. Корчака: «Исследователи решили, что человек зрелый руководствуется серьезными побуждениями, ребенок — импульсами, взрослый логичен, ребенок во власти прихоти воображения, у взрослого есть характер и определенный моральный облик, ребенок запутался в хаосе инстинктов и желаний. Ребенка изучают не как отличающуюся, а как низшую, более слабую и бедную психическую организацию». И далее: «Взрослый — это сплошной винегрет, захолустье взглядов и убеждений, психология стада, суеверие и привычки, легкомысленные поступки отцов и матерей... И детская серьезность и рассудительность, и уравновешенность, солидные обязательства, опыт в своей области, капитал верных суждений и оценок, полная такта умеренность требований, и тонкость чувств, безошибочное чувство справедливости».

Все психические качества ребенка, умения, навыки, его эмоциональные особенности и способности возникают как результат формирования в процессе совместной деятельности ребенка и близких взрослых, в процессе активного усвоения ребенком всех богатств, достигнутых обществом в целом. Врожденные способности как качества, присущие индивиду, его организму в целом, — лишь условие развития, движущая сила которого заключается во взаимодействии ребенка и взрослого.

Теперь вернемся к вопросу о влиянии детских впечатлений на родительское поведение. Как следует ответить на этот вопрос, оставаясь на позициях современной научной психологии?

Способность человека к любви, в том числе любви к собственным детям, — это приобретаемая социальная способность.

Первичные потребности ребенка, удовлетворяемые родителями, — это потребности в пище и защите. Кормление и обеспечение безопасности — тот минимум, который требуется от родителей, является социальной обязанностью родителей. Однако законный минимум не считается достаточным.

Общество возлагает на родителей моральные и этические обязанности удовлетворять жизненные потребности своих детей с любовной заботой. Другими словами, родители дают ребенку чувство любви. Ребенок учится любить родителей, приобщаясь к социальной эмоции, воплощенной в родительских заботах, радостях, печалях, успехах. Родители учат малыша улыбаться, смеяться, играть, трудиться, сдерживать слезы, преодолевать трудности. Родители учат ребенка любить, любя его самого. На основе приобретаемой способности любить своих родителей ребенок может развить в себе и любовь к людям.

Разовьет ли он их, в действительности будет зависеть от родителей. Если родители по мере взросления ребенка будут по-прежнему относиться с нежной заботой к удовлетворению всевозрастающих потребностей ребенка, его эмоциональных, интеллектуальных и культурных запросов, то любовь ребенка к родителям может возрастать, соединяясь с уважением, восхищением, желанием стать таким же, как они, или превзойти их и тем самым доставить родителям особую радость и гордость. И напротив, если родители будут требовать, не заслужив, то любовь ребенка вполне может превратиться в чувство обиды, возмущения, в крайних формах даже в чувство ненависти.

В жизни сегодняшнего общества от родителей требуются значительные усилия для достижения любовного взаимопонимания с ребенком. И чем дети старше, тем больше труда должны вложить родители в создание и упрочение любви к своему ребенку. Для этого совсем недостаточно только хотеть любить, необходимо самосовершенствование родителей; они должны стремиться к расширению собственных познаний в области искусства, литературы, науки, чтобы привить ребенку любовь к познанию, развить в нем чувства любви и восхищения, потребность к собственным достижениям в любой области. Именно родителям предстоит развивать и совершенствовать способность своего ребенка к любви, в том числе способность любви к собственным будущим детям.

Вместе с тем, даже если родители в чем-то оказались несовершенны, нельзя полагать, что собственное родительское поведение полностью зависит от опыта, полученного в детстве. Многое, очень многое человек может развить в себе вопреки прошлому. Сознательная и активная деятельность человека, работа по собственному самосовершенствованию открывают человека перед жизнью, создавая условия для его духовного роста.

Приобретение способности любви к детям — один из путей самосовершенствования. Таким образом, только любовь к человеку и к жизни вообще, основанная на любви к своим родителям, укрепляющаяся в любви к своим детям, способна превратить младенца в зрелого человека, зрелого в полном смысле слова!

 

 


читать далее

Содержание

- Брак.Семья.Общество
 Глава I. Пока вас только двое
 - Поговорим о странностях любви
 - Мы родом из детства
 - Когда принимаешь решение
 - К гармонии в браке
 - О серьезности намерений
 - С точки зрения закона
 - Личные права супругов
 - Ах, эта свадьба!
 Глава II. Первые месяцы вместе
 - Любовью дорожить умейте
 - Азы супружеского счастья
 - Первая брачная ночь
 - Медовый месяц
 - Предупреждение беременности
 - Молодые и родители
 - Семейные портреты
 Глава III. Искусство быть друг с другом
 - О парадоксах взаимной адаптации
 - Три ступени совместимости
 - Испытания конфликтом
 - Семейный театр
 - Семья в психологическом рентгене
 - Поэзия таинства
 Глава IV. Семейное хозяйство
 - Любовная лодка и быт
 - Домашний труд во благо
 - О семейной экономике
 - Вкусно. Быстро. Дешево
 - Миражи потребления
 - Уют вашего дома
 - Слагаемые комфорта
 Глава V. Здравствуйте, дети!
 - Что нам дарят дети
 Мои родители и я как родитель
 - Родительская любовь
 - В ожидании аиста
 - Трудно ли быть мамой?
 - Уход за новорожденным
 - Ребенок обживает дом
 - Под опекой государства
 Глава VI. Ступеньки лестницы взросления
 - Психология возрастного развития
 - Человек в колыбели
 - Человек играющий
 - Школьные годы
 - С нулевой по десятый
 - Трудный возраст
 - Шаги к самоопределению
 - «Уж я не мальчик…»
 - Будущие родители
 - На пороге семейной жизни
 - Что может быть лучше джинсов?
 Глава VII. Лето супружества
 - Середина жизни
 - «Освобожденные» родители
 - Для тех, кому за ...
 - Если предстоит развод...
 - Возвращение друг к другу
 - Когда я буду бабушкой
 - Союз поколений
 - Вместо заключения