Na-svet.ru

Мать и Дитя

Разделы

Заочные лекции для матерей
 Кесарево сечение
 Азбука семейной жизни
 Как любить ребенка//Януш Корчак
 Происхождение детских неврозов и психотерапия//А.И.Захаров
 Мы и наши дети (Б. и Н. Никитины)
 Резервы здоровья наших детей (Б. и Л. Никитины)
 Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях
 Пренатальная психология
 Полезная информация
 Государственность и семья
 Семейный кодекс РФ
 Комментарий к Семейному кодексу РФ
 


11
1
2

Заочные лекции для матерей

Шаги к самоопределению

Вот и подошла быстро и незаметно пора, когда вашему ребенку, ставшему почти совсем взрослым, предстоит совершить первый (и чрезвычайно ответственный) выбор будущей профессии, дела, которому отныне и навсегда он будет служить. Далеко позади остался первый этап его профессионального самоопределения — детская игра, в которой ваши сын или дочь проигрывали различные профессиональные роли (помните: «Давай, мама, я буду продавцом, а ты — покупателем»). Скрытно и мимолетно прошел второй этап — подростковой фантазии, когда ваш отрок как бы примерял на себя всевозможные профессии. И вот уже вопрос «Кем работать мне тогда, чем заниматься?» стал насущным и острым, и не за горами четвертый этап, когда все, что было проиграно и обдумано, выльется в решение о будущей профессии. Зная о том, сколь важный это шаг для всей будущей жизни ребенка, мы, родители, готовы изо всех сил, искренне и самозабвенно способствовать всему, что сделает его единственно правильным. Но в рвении своем далеко не всегда учитываем те социально-психологические аспекты, которые только и могут послужить надежным гарантом правильного выбора профессии — ведь так хочется, чтобы чадо реализовало то, что нам не удалось, достигло недостижимых, увы, для нас вершин.

Что касается социальных аспектов выбора профессии, то здесь все достаточно ясно — социологи давно уже выяснили, что престиж той или иной профессии, как правило, находится в обратной зависимости от ее массовости и необходимости. Ученые образно и остроумно представляют это в виде 2 зеркальных пирамид, первая из которых изображает реальную потребность общества в представителях определенных профессиональных категорий, а вторая, перевернутая, — привлекательность этих самых категорий для молодежи. Нет, мы, родители, конечно же, знаем, что и в XXI в. (а он не за горами) космонавтов все равно понадобится куда меньше, чем простых (а простых ли?) рабочих (вспомните, насколько сложным, разносторонним и интересным становится сейчас труд на производстве!). Но, считая социальную справедливость непреложной для всех и вся, застенчиво признаем возможность исключения из этого правила для наших собственных детей, которых хотим устроить в жизни получше. Но всегда ли при этом учитываем, что жизнь — это длинная цепь всевозможных конкурсов и чем престижнее профессия, тем больше будет кандидатов на место и тем вероятнее их последовательный отсев. Именно последовательный, и даже наша «помощь на старте» (мягко говоря, протекционизм, а грубо — пропихивание детей на теплые и престижные места) не избавит молодежь от участия в последующих конкурсах, когда наше непонимание, упрямство, недоучет социально-психологических особенностей и преувеличение собственной роли в выборе профессии молодыми людьми обернутся для наших взрослых чад трагедией несостоятельности...

Так, может быть, стоит пойти на сознательный отказ от погони за престижными специальностями? На своеобразную «минимизацию» притязаний, которая, кстати, почти всегда оборачивается «максимизацией» достижения — давно замечено, что первым к финишу приходит не всегда тот, кто первым взял с места. На пороге жизни неуместна суетная торопливость, а правильный выбор жизненного пути всегда был, есть и будет результатом длительных размышлений и проб. И еще одно — давайте правильно поймем свою собственную родительскую роль в выборе нашими детьми будущей профессии.

Известно, что большинство ошибок в этом важном вопросе происходит из-за заблуждений представителей старшего поколения: авторитарности («Я лучше тебя знаю, кем ты хочешь быть!») и тесно связанного с ним нетерпения («Ну что ты все никак не выберешь себе дело по душе? Да я в твои годы...»). В результате и у детей и у их родителей появляется тревожность и напряженность, оборачивающиеся либо скоропалительными, заведомо неверными решениями, либо неявным или даже нарочитым отказом от их принятия. Так что не стоит фетишизировать свою роль в выборе профессии, и, если вы действительно желаете счастья детям, попробуйте ограничить свою активность, сведя ее к расширению их кругозора, приобщению к различным видам деятельности и познанию не только самого себя, но и себя в будущем деле.

С наступлением подросткового возраста беседы о профессиях должны стать неотъемлемой частью вашей семейной педагогики — слишком уж важным является профессиональное самоопределение детей, выбор ими дела, которому они будут служить всю жизнь. Должны, но, к сожалению, далеко не всегда. И среди многих причин этого печального явления одним из главнейших являются наше собственное неумение вести со своим взрослым ребенком беседу на равных и неспособность сделать эту беседу действительно профориентационной.

Вести беседу на равных вам поможет техника так называемой недирективной беседы (удивительно точное название!), которую психологи рекомендуют применять во всех ситуациях, чреватых конфликтами, а то и просто в кризисных ситуациях. Принципы ее просты, понятны и естественны, поэтому на них и следует опираться в беседах с отстаивающими свою свободу, независимость и право выбора подростками и юношами. Итак, попробуйте исходить в этих беседах из обязательной готовности к соглашению (хотя бы временному) с тем, что говорит другой, и также готовности к изменению собственного мнения, если это способствует разрешению противоречия. Откажитесь от критики личности другого и того, что затрагивает его самолюбие. Обратите внимание не на эмоции, а на предметную, деловую сторону обсуждения, отбирайте в процессе беседы (можно даже письменно) все высказывания, способствующие согласию, разумеется, с учетом их последующей доработки. Постарайтесь действительно слушать, что говорят другие, для чего повторяйте высказывания и вопросы других для лучшего их понимания. Пойдите на достаточно откровенное словесное выражение чувств и переживаний. Это неизменно улучшает и взаимопонимание, и просто понимание позиций другого, откажитесь от открытого обсуждения намерений другого (особенно в форме разоблачений). Старайтесь ставить прямые вопросы, лишенные двусмысленности и подтекста. И наконец, стремитесь к искренности высказываний и действий по отношению к другим.

Вы обратили внимание на то, что мы везде говорили «другие», а не «родители и дети»? Это не случайно и связано с тем, что все вышеперечисленные принципы должны быть едиными для обоих сторон.

Теперь о том, как сделать, чтобы беседы были действенными.

Прежде всего вам надо снять у ребенка отношение к взрослым как к людям, которые обязательно будут что-то вещать, советовать и чего-то требовать. Поэтому придерживайтесь единственно верной позиции: консультанта и советчика, ни в коем случае не оспаривающего права «без пяти минут взрослого» человека на самостоятельный выбор своей судьбы.

Далее проанализируйте увлечения вашего чада. Дело в том, что среди них с определенным постоянством будут повторяться те, которые можно признать основой будущей профессии. И на основании положительных, нейтральных и отрицательных реакций ребенка постарайтесь исключить из составленного заранее списка те профессии, которые явно ему претят, несмотря на то что в числе исключаемых взлелеянные лично вами.

Наконец, попробуйте проверить и уточнить «профориентационный диагноз», проиграв (разумеется, на словах) варианты выбора будущей профессии по принципу: «Предположим, что ты будешь...» Здесь вам понадобятся знания, которые позволят образно и достаточно точно описать род будущей деятельности ребенка.

Своеобразным компасом в мире профессий является программа самооценки профессиональных склонностей, разработанная советскими психологами. В основе ее лежит принятое в современной науке деление всех возможных профессий на 5 типов по главному, ведущему предмету труда. «Человек—природа» («П»), если в качестве такового выступают растения, животные или микроорганизмы. «Человек—техника» («Т»), если таковым являются технические системы, вещественные объекты, материалы и виды энергии. «Человек—знак» («З»), когда ведущим предметом труда становятся знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки. «Человек—художественный образ» («X»), где предмет четко связан с условиями построения художественного образа. И «человек—человек» («Ч»), когда главным предметом труда становятся люди и их общности: группы или коллективы.

Предложите подростку последовательно ответить на вопросы, которые мы даем ниже, при этом отмечая согласие с каждым из суждений («да») знаком «+», а несогласие с ним («нет») — знаком «—» (приведенный в правой части опросного листа ключ закройте чистым листом бумаги). После того как эта работа будет закончена, подсчитайте (уже с помощью ключа) сумму баллов (только для ответов «да») по каждому из столбцов. Тот, в котором их наберется наибольшее количество, скорее всего, и отвечает наиболее привлекательной для вашего сына или дочери сфере деятельности.

Тип специальности
(по признаку предмета труда)
ПТЗХЧ

1. Легко (без внутренней скованности) вступаю в общение с новыми людьми

00001

2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить (или шить, чинить, вязать)

01000

3. Стараюсь придать окружающей меня среде элементы красоты (другие считают, что мне это удается)

00010

4. Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями (или животными)

10000

5. Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, вычислять или чертить

00100

6. Охотно провожу время со сверстниками или младшими детьми, когда их нужно чем-то занять, увлечь делом или помочь в чем-то

00001

7. Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными или растениями

10000

8. Делаю мало ошибок в письменных работах

00100

9. Мои изделия (то, что я делаю своими руками в свободное от учебы время) обычно вызывают интерес у товарищей, старших

02000

10. Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства

00020

11. Охотно читаю о растительном (или животном) мире

10000

12. Активно участвую в художественной самодеятельности

00010

13. Охотно читаю об устройстве и работе механизмов, машин и приборов

01000

14. Подолгу могу разглядывать головоломки или сидеть над трудными задачами, кроссвордами, ребусами, мне нравится это

00200

15. Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими детьми

00002

16. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой

02000

17. Результаты моего творчества одобряют и совершенно незнакомые люди

00020

18. Старшие считают, что у меня есть способность к работе с биологическими объектами (растениями и животными)

20000

19. Мне удается подробно и ясно для других излагать мысль в письменной форме

00200

20. Почти никогда ни с кем не ссорюсь

00001

21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди

01000

22. Без особого труда усваиваю иностранные слова

00100
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям 00002

24. Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой

00010

25. Стараюсь повлиять на ход развития растений (животных организмов), улучшить, изменить их

20000

26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов

01000

27. Мне обычно удается убедить сверстников или младших в целесообразности того или иного плана действий

00001

28. Охотно наблюдаю за животными или растениями

10000

29. Люблю читать литературу, которую многие считают скучной (научно-популярную, литературно-критическую, публицистику)

00100

30. Стараюсь понять секреты мастерства работников искусства и воспроизводить их действия (делать, как они)

00010

Итак, длительные «совещания» с учителями, тренерами и руководителями кружков вашего ребенка, осторожные, «прощупывающие» беседы с ним самим, анализ преобладающих его интересов, использование программы самооценки профессиональных склонностей и, наконец, прямой, долгий и трудный разговор с подростком привели и вас, и его к согласованному выводу о предпочитаемом им труде, с которым он хотел бы связать свою жизнь. Оказалось, что из 5 возможных (и уже известных вам) по характеру видов деятельности: «человек — природа», «человек—техника», «человек—человек», «человек—знак» и «человек — художественный образ» — ваш ребенок довольно уверенно выбирает... впрочем, то, что он выбирает, вам, конечно же, известно лучше, чем нам. Что ж, от души поздравляем — шаг сделан действительно серьезный, поскольку уже сами по себе строгие рамки научной классификации всего многообразия профессий способны удержать ребенка от ошибочного выбора сферы деятельности. Однако останавливаться на этом вряд ли стоит. Теперь необходимо еще больше сузить область возможного выбора, определив уровень образования, которое необходимо получить для того, чтобы начать работать.

Не будем лукавить; повсеместная ориентация современных родителей на высшее образование хорошо известна и специалистам, и мамам, и папам, и детям, которые в свою очередь так же настойчиво связывают свою жизнь с институтами и университетами. Отговаривать родителей от этой ориентации — задача неблагородная и в чем-то безнадежная. Однако давайте все-таки задумаемся — нет, не о способностях или уровне подготовки, которых может не хватить вашему ребенку для поступления в вуз, а о том, что высшее образование никуда от них не уйдет, но вот стремление к нему может надолго задержать наступление желанного профессионального и личностного самоопределения человека, а к тому же еще и во сто крат увеличить вероятность серьезнейшей ошибки в выборе будущей профессии, когда непонимание себя и отсутствие возможности проверить свои склонности и способности в реальном деле помножатся на трудности поступления именно в данный институт. Поэтому не лучше ли проверить на практике склонность ребенка, начав с приобретения профессионально-технического образования, а уж потом, когда он будет иметь профессию, решать вопрос о среднеспециальном и высшем образовании?

 

 


читать далее

Содержание

- Брак.Семья.Общество
 Глава I. Пока вас только двое
 - Поговорим о странностях любви
 - Мы родом из детства
 - Когда принимаешь решение
 - К гармонии в браке
 - О серьезности намерений
 - С точки зрения закона
 - Личные права супругов
 - Ах, эта свадьба!
 Глава II. Первые месяцы вместе
 - Любовью дорожить умейте
 - Азы супружеского счастья
 - Первая брачная ночь
 - Медовый месяц
 - Предупреждение беременности
 - Молодые и родители
 - Семейные портреты
 Глава III. Искусство быть друг с другом
 - О парадоксах взаимной адаптации
 - Три ступени совместимости
 - Испытания конфликтом
 - Семейный театр
 - Семья в психологическом рентгене
 - Поэзия таинства
 Глава IV. Семейное хозяйство
 - Любовная лодка и быт
 - Домашний труд во благо
 - О семейной экономике
 - Вкусно. Быстро. Дешево
 - Миражи потребления
 - Уют вашего дома
 - Слагаемые комфорта
 Глава V. Здравствуйте, дети!
 - Что нам дарят дети
 - Мои родители и я как родитель
 - Родительская любовь
 - В ожидании аиста
 - Трудно ли быть мамой?
 - Уход за новорожденным
 - Ребенок обживает дом
 - Под опекой государства
 Глава VI. Ступеньки лестницы взросления
 - Психология возрастного развития
 - Человек в колыбели
 - Человек играющий
 - Школьные годы
 - С нулевой по десятый
 - Трудный возраст
 Шаги к самоопределению
 - «Уж я не мальчик…»
 - Будущие родители
 - На пороге семейной жизни
 - Что может быть лучше джинсов?
 Глава VII. Лето супружества
 - Середина жизни
 - «Освобожденные» родители
 - Для тех, кому за ...
 - Если предстоит развод...
 - Возвращение друг к другу
 - Когда я буду бабушкой
 - Союз поколений
 - Вместо заключения