Na-svet.ru

Мать и Дитя

Разделы

Заочные лекции для матерей
 Кесарево сечение
 Азбука семейной жизни
 Как любить ребенка//Януш Корчак
 Происхождение детских неврозов и психотерапия//А.И.Захаров
 Мы и наши дети (Б. и Н. Никитины)
 Резервы здоровья наших детей (Б. и Л. Никитины)
 Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях
 Пренатальная психология
 Полезная информация
 Государственность и семья
 Семейный кодекс РФ
 Комментарий к Семейному кодексу РФ
 


11
1
2

Заочные лекции для матерей

Домашний труд во благо

А теперь поговорим о семейном труде. Точнее, о той его части, которая называется емко, хотя и не очень поэтично — хозяйственно-бытовые отношения. О весьма заземленной сфере жизнедеятельности семьи, которая препятствует духовному парению ее членов. О той области взаимоотношений супругов, про которую поэтом сказано: «любовная лодка разбилась о быт». И об отнюдь не мелкой частности педагогики семейных отношений, в которой происходит развитие и формирование многих очень важных для будущего качеств личности наших детей.

Почему мы затронули эту тему? Да потому, что чем дальше, тем больше бытовые проблемы препятствуют семейному счастью. Для того чтобы их решить, многие, как к панацее, обращаются к научной организации труда. Обращение это на первый взгляд вполне естественно — любой, в том числе и домашний, труд нуждается в рационализации. Но не сужаем ли мы проблему (а то и попросту уходим в сторону), рассказывая на страницах газет и журналов о хронометраже, параллельности действий и тому подобных элементах индивидуальной организации бытовых процессов?

Поясним нашу мысль. Представляя домашний труд в качестве некоей последовательности выполняемых кем-то одним действий, хоть и научно организованных, мы как-то забываем о том, что другое его определение — «семейный» — предполагает коллективность, совместность, т. е. участие в бытовых хлопотах всех членов семьи, какой бы маленькой она ни была (почему-то мало кто вспоминает о том, что слово «супружество» обозначает «бег в одной упряжке», а значит, и равенство усилий в везении «семейной телеги»). А забывая об этом, целиком и полностью относим наши прекраснодушные рекомендации только к одному, вполне конкретному члену семьи — жене, представительнице прекрасной половины человечества, которой по традиции, идущей из самых глубин прошлого, до сих пор предписывается обслуживать вторую его половину.

Не знаем, обращали ли вы внимание на тот факт, что «в первом приближении» ответ на вопрос о правильной организации семейного хозяйства удивительно прост и доступен любому. Своеобразным фокусом, квинтэссенцией домашнего труда выступает распределение домашних обязанностей. Давно доказано, что справедливость этого распределения является весьма важным условием счастливого брака. Так, социологи выяснили, что в случаях, когда домашние обязанности преимущественно выполняет жена, брак является неудачным в 40,12% случаев, а счастливым — только в 21,6%. Если же муж и жена несут одинаковую нагрузку — участвуют в выполнении домашних обязанностей, брак является счастливым в 60,8% и неудачным в 5,6%. Преимущества, казалось бы, налицо. Остается только порекомендовать поровну распределить домашние хлопоты.

Увы, все не так-то просто. Вплоть до настоящего времени все подобные прекраснодушные рекомендации разбиваются о вполне конкретные стереотипы распределения обязанностей — стереотипы, которые утвердились не только в обыденном, но и в общественном сознании. Например, в сфере искусства. Так, ленинградские психологи, проанализировав годичные подшивки двух весьма популярных литературно-художественных журналов — «Юность» и «Сельская молодежь», обнаружили, что описание супружеских отношений у авторов-мужчин и авторов-женщин резко различаются. Для первых характерно следующее описание. Муж — яркая, творческая личность. Жена — скромная, заботливая подруга. Она не блещет способностями, но зато хорошо ведет хозяйство, стирает, готовит, ухаживает за детьми. Жена не способна разделить «высокие» интересы и занятия мужа, а если и живет ими, то лишь в роли обслуживающего персонала (секретаря, помощника). Такова мужская точка зрения. В свою очередь, авторы-женщины пытаются создать как бы противоположный, эмансипированный образ. Жена — яркая, творческая личность. Муж — заурядный самодовольный человек. В этих случаях брак (в отличие от варианта авторов-мужчин), как правило, неудачен.

Авторы исследований с высокой степенью точности показали, что оптимальный образец супружеских отношений, в котором и муж, и жена — ищущие, творческие личности, живущие общими интересами, разумно распределяющие семейные обязанности, буквально теряется среди «традиционных» (и это-то в XX в.) картин брака, где муж — это, прежде всего, профессия, дело, а жена — хранительница семейного очага.

Ну когда же, наконец, мы не на словах, а на деле осознаем недопустимую нелепость сложившегося положения? Женщины, на которых и самой природой, и обществом возложена поистине грандиозная функция — физического и духовного воспроизводства человечества! — до сих пор вынуждены работать буквально в две смены — ежедневно 8 ч у станка, прилавка, стола или кульмана и еще от 2 до 6 (!) ч у плиты, стиральной машины и тому подобных предметов домашнего труда. Так стоит ли сетовать, что в современную эпоху, когда с каждым днем возрастает ценность досуга, предназначенного для саморазвития и самовыражения, они чем дальше, тем больше начинают уклоняться от выполнения своих основных функций? Да, безусловно, наше социалистическое общество всемерно способствует улучшению положения работающих женщин, постепенному высвобождению их из рабства домашнего труда. Но разве правильно возлагать эту работу на одно только общество, если каждый из нас имеет все возможности для того, чтобы уже сейчас приоткрыть перед своими любимыми завесу светлого завтра, сняв с их плеч тяжкий груз домашних дел и поровну, по справедливости распределив их между всеми членами семьи.

Хотелось бы, чтобы вы обратили внимание на еще один очень важный момент. Создание атмосферы любви, сохранение чувств возможны только в тех семейных союзах, в которых правильно и разумно организована совместная деятельность всех членов семьи и ее жизнедеятельность в целом. Ведь домашний труд — это наиболее широкое (исключая, пожалуй, только досуг, но ведь не отдыхом единым живет семья!) поле для проявления той самой действенной (а это значит подлинной) любви, о которой мы писали ранее. Фраза мужа «Ты, наверное, устала. Давай я вымою посуду» скажет жене о его любви куда больше, чем непрерывное повторение этого слова, не подкрепленное поступками. Перегруженность одного из супругов домашними делами исподволь накапливает в нем неудовлетворенность семейной жизнью, чувство обиды на других членов семьи, разрушающе действует на атмосферу семьи.

Рациональное распределение домашних обязанностей имеет и очень четкую педагогическую подоплеку. Давно известно, что наряду с «прямой» педагогикой существует еще и «косвенная» — незаметная, ненавязчивая, но очень эффективная педагогика семейных отношений. Но задумывались ли вы над тем, как эта педагогика может проявить себя там, где почти все хозяйственные дела выполняет мама? Что вынесет для себя ребенок из такой семьи и как он будет строить свой семейный союз? Думается, что ответ однозначен...

И еще одно. Мы все ратуем за трудовое воспитание детей, но, как его осуществлять, не знаем. Между тем формирование трудовых навыков, положительного отношения к общественно полезной деятельности может происходить в домашнем труде, от которого многие родители попросту ограждают своих детей, следуя избитой, но совершенно неверной формуле «успеет еще наработаться». Но дело в том, что если вы не включите ребенка в сферу домашнего труда, то со временем он уже сам не захочет им заниматься. Уже в два-три года дети могут и должны ухаживать за собой — складывать разбросанные игрушки, убирать постель и т. п.; старшие дошкольники вполне способны помогать в уборке квартиры; а с наступлением школьного возраста, какими бы занятыми ни были ваши дети, речь должна идти о максимально широком привлечении их к домашнему труду в полном соответствии с мудрой поговоркой: «Дочери восемь лет — матери дела нет».

С чего начать распределение обязанностей? С воссоздания организационной (НОТ так НОТ) их разумности. Подробно перепишите все домашние обязанности. Их обычно подразделяют на следующие: покупка продуктов питания; приготовление пищи; уборка; стирка; посильный ремонт бытовой техники и предметов домашнего обихода; сопровождение детей в ясли, детсад, школу и обратно; посещение родительских собраний; помощь детям в приготовлении уроков; контроль за соблюдением ими режима дня и «детский», т. е- приятный им, но не обязательно вам, досуг. Однако этот список должен быть детализирован. Выделите постоянные обязанности — регулярно, а то и ежедневно повторяющийся труд и обязанности временные — те, которые приходится выполнять лишь время от времени (основой для научной организации труда в семье в общем-то выступают постоянные обязанности, и оттого именно они должны быть вами детально описаны). Теперь внимание: все эти обязанности нужно подразделить на специфически мужские (таковые безусловно есть — ведь женщины ни под каким видом не должны выполнять тяжелую работу, да и руководить «домашней мастерской» им тоже не пристало), специфически женские (таковых уже куда меньше, поскольку любой нормальный мужчина вполне способен и стирать, и убирать, и готовить — жаль только, что многие из них предпочитают горделиво отворачиваться от этих важных и нужных семье дел) и общие для сильного и слабого пола (сюда, следуя логике вышесказанного, должны быть отнесены многие «женские» дела). Рецептов здесь не может быть — представления о «мужских», «женских» и «общих» обязанностях сугубо индивидуальны. Другое дело, что эти представления нужно как-то согласовать. Далее выделите среди всех этих семейных дел те, которые посильны детям (с учетом их возрастных особенностей), причем, делая это, не злоупотребляйте временными поручениями — их у детей не должно быть больше, чем у взрослых. А закончив все это, переходите к главному. Дайте возможность каждому из членов вашей семьи внимательно ознакомиться со списком обязанностей, а после этого попросите на листке бумаги указать, кому конкретно и как (т.е. самостоятельно или с помощью других) следует каждую из них выполнять. Заранее предупредите всех домашних, что результаты их анализа будут обсуждаться на Большом семейном совете. А после соберите этот совет и в обстановке гласности и полного демократизма, опираясь на обнаружившиеся в листах противоречия, постарайтесь прийти к единой, ни у кого уже не вызывающей бурного протеста схеме распределения домашних обязанностей.

Вот, пожалуй, и все. Однако хотелось бы предупредить вас о некоторых важных моментах.

Из-за естественной, как вы поняли, возможности несовпадения хозяйственно-бытовых представлений членов вашей семьи обсуждение на семейном совете может стать излишне конфликтным, а значит, неконструктивным и малополезным. Чтобы этого не произошло, перед началом беседы еще раз внимательно прочитайте описанные в нашей книге принципы и правила бесконфликтного общения, после чего (действовать — так уж наверняка!) выпишите эти правила на отдельных листках и разложите их перед «участниками переговоров» в качестве незыблемых норм обсуждения.

И последнее — также очень важное. Вы не достигнете полноценного внедрения в вашу семью научной организации труда, если по завершении распределения обязанностей не зафиксируете это распределение в письменной форме, например в виде шутливого по форме, но серьезного по сути «Положения о семейных делах» или более простой схемы-графика, где в левой части листа по вертикали будут перечислены домашние обязанности, вверху (по горизонтали) описаны трудоспособные члены семьи, а на пересечении обязанностей и конкретных домашних будет указан характер выполнения ими данного дела — постоянно или эпизодически, самостоятельно или с помощью других. Наконец, если вы действительно хотите сделать домашний труд средством воспитания, внедрите в вашей семье систему ежедневной (во всяком случае, никак не реже еженедельной) оценки (можно, исходя из привычных пяти баллов) качества и количества домашнего труда, например, за вечерним чаем. Получение оценки влияет на распределение «фонда материального и морального поощрения» (но поощрения, а не наказания — исходите из того давно доказанного факта, что уменьшение дозы поощрения и есть наказание — единственно возможное в воспитании).

 

 


читать далее

Содержание

- Брак.Семья.Общество
 Глава I. Пока вас только двое
 - Поговорим о странностях любви
 - Мы родом из детства
 - Когда принимаешь решение
 - К гармонии в браке
 - О серьезности намерений
 - С точки зрения закона
 - Личные права супругов
 - Ах, эта свадьба!
 Глава II. Первые месяцы вместе
 - Любовью дорожить умейте
 - Азы супружеского счастья
 - Первая брачная ночь
 - Медовый месяц
 - Предупреждение беременности
 - Молодые и родители
 - Семейные портреты
 Глава III. Искусство быть друг с другом
 - О парадоксах взаимной адаптации
 - Три ступени совместимости
 - Испытания конфликтом
 - Семейный театр
 - Семья в психологическом рентгене
 - Поэзия таинства
 Глава IV. Семейное хозяйство
 - Любовная лодка и быт
 Домашний труд во благо
 - О семейной экономике
 - Вкусно. Быстро. Дешево
 - Миражи потребления
 - Уют вашего дома
 - Слагаемые комфорта
 Глава V. Здравствуйте, дети!
 - Что нам дарят дети
 - Мои родители и я как родитель
 - Родительская любовь
 - В ожидании аиста
 - Трудно ли быть мамой?
 - Уход за новорожденным
 - Ребенок обживает дом
 - Под опекой государства
 Глава VI. Ступеньки лестницы взросления
 - Психология возрастного развития
 - Человек в колыбели
 - Человек играющий
 - Школьные годы
 - С нулевой по десятый
 - Трудный возраст
 - Шаги к самоопределению
 - «Уж я не мальчик…»
 - Будущие родители
 - На пороге семейной жизни
 - Что может быть лучше джинсов?
 Глава VII. Лето супружества
 - Середина жизни
 - «Освобожденные» родители
 - Для тех, кому за ...
 - Если предстоит развод...
 - Возвращение друг к другу
 - Когда я буду бабушкой
 - Союз поколений
 - Вместо заключения