Na-svet.ru

Мать и Дитя

Разделы

Заочные лекции для матерей
 Кесарево сечение
 Азбука семейной жизни
 Как любить ребенка//Януш Корчак
 Происхождение детских неврозов и психотерапия//А.И.Захаров
 Мы и наши дети (Б. и Н. Никитины)
 Резервы здоровья наших детей (Б. и Л. Никитины)
 Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях
 Пренатальная психология
 Полезная информация
 Государственность и семья
 Семейный кодекс РФ
 Комментарий к Семейному кодексу РФ
 


11
1
2

Заочные лекции для матерей

Предметы быта и несчастные случаи

Нередко несчастные случаи в быту происходят из-за неосторожного поведения детей. Часто причиной этого является неумение детей правильно обращаться с предметами быта; со спичками, электрической плитой, горячим утюгом, кастрюлей с кипящей жидкостью, мясорубкой, швейной машиной и др. Детей младшего возраста нельзя к ним допускать. Школьников же и детей старшего дошкольного возраста надо постепенно приучать правильно пользоваться этими предметами. Между тем родители и близкие нередко предпочитают все делать за ребенка вместо того, чтобы прививать ему нужные бытовые навыки.

Хотя Коле было уже 12 лет, пищу всегда готовила и подавала ему бабушка. Матери его это не нравилось и она не раз говорила: «Зачем вы, мама, из Николая барчука растите. Парень уже большой, неужели он не сможет себе сам пищу разогреть». — «Конечно, могу, — радостно откликнулся как-то мальчик, — вот Леша не только себе еду разогревает, но и братишек кормит, а потом чайник согреет и посуду вымоет». «Еще не хватает посуду тебе мыть, — возмутилась бабушка, — не мужское это дело. Пока я жива, не бывать этому». И все оставалось по-прежнему. Однажды Коля, как обычно, вернулся после школы домой. Дверь открыла ему не бабушка, а соседка. «Хорошо, что пришел, — сказала она, — бабушка заболела, я к ней врача вызвала».

Бабушка лежала в постели красная, с мокрым полотенцем на голове. «Заболела я, Коленька, — сказала она слабым голосом, — голова очень болит. Хотела подняться, обед приготовить, но не смогла, все перед глазами вертится! Придется тебе пока молока попить, оно в холодильнике. Хлеб маслом помажь. А потом мама придет, что-нибудь приготовит», — «А ты, бабушка, ела что-нибудь? — спросил Коля, — может тебе молока и хлеба с маслом дать?» Но бабушка отказалась. «Я не хочу есть; — сказала она, — вот чайку бы я крепкого с удовольствием выпила. Ничего, подожду, пока мама придет». Коля пошел на кухню. Бабушку было жалко. «Надо ее поскорее чаем напоить», — решил он. Взяв со стола чайник, он налил воду, нашел спички и, отвернув кран газовой горелки, чиркнул спичкой о борт коробки. Спичка сломалась. Пришлось вынимать вторую, но она тоже сломалась. Наконец третья, к радости мальчика, зажглась. Он вытянул руку с зажженной спичкой, но не успел даже поднести ее к горелке, как накопившийся из открытого крана газ вспыхнул ярким пламенем. Огонь не только опалил Коле руку, но и полоснул его жаром по лицу, Коля с криком бросился из кухни и услышал звонок у парадной двери. Это пришел к бабушке врач. Он и оказал Коле первую помощь. «Вот видите, — причитала бабушка, лежа в постели, — до чего доводит самостоятельность. Говорила я дочке, что нельзя ребенка к газовой плите допускать, а она все не верила». Бабушка даже теперь не поняла, что все и произошло именно потому, что Коля никогда не подходил к газовой плите и никто не научил его пользоваться газом. Откуда же ему было знать, что раньше надо поднести к горелке зажженную спичку и лишь потом поворачивать кран, чтобы пустить газ. А вот другой случай. Кажется, проще простого снять с огня чайник за деревянную ручку. Если же ручка у чайника металлическая, то ее берут, предварительно обмотав и несколько слоев тряпкой. Десятилетняя Зина не раз видела, что именно так поступали мама, бабушка, соседи. Только ей не приходилось еще никогда снимать горячий чайник с плиты и относить его в комнату. В этот день мать утром спешила на работу и не успела накормить дочь завтраком, «Я ухожу, — сказала Зине мама, — вода в чайнике уже вскипела, ты сними его с плиты и принеси осторожно

Совершенно иной точки зрения придерживался Александр Иванович — дядя девятилетнего Толи. Летом мальчик гостил у него в колхозе. «Дядя, а дядя, смотри, у моего грузовика борт оторвался, надо прибить его», — просяще сказал мальчик. «Правильно, надо прибить, — подтвердил дядя, — вот и сделай, ведь в третий класс уже перешел, не маленький». «А чем прибивать?» — поинтересовался Толя. «Как чем? Возьми гвозди, на окне в коробке лежат, и молоток поищи в ящике под окном».

Толя никогда в жизни не держал в руках молоток и гвозди. Он рос без отца, а мать всегда боялась, чтобы ребенок не поранил руки. Поэтому Толя был очень рад, что дядя поручил ему такое ответственное и интересное депо. Он всегда с любопытством смотрел, как сапожник, которому мама отдавала ботинки в починку, ловко вбивал в подметки гвозди. Толя выбрал гвоздь подлиннее, взял молоток и, примостившись на ступеньках крыльца, принялся за дело. Оказалось, что даже установить на место оторвавшийся у грузовика борт было делом нелегким. Пришлось придерживать его мизинцем и безымянным пальцами левой руки, так как большим и указательным пальцами этой руки Толя прижимал к борту гвоздь. Наконец, ему это удалось; он даже вспотел от натуги. Затем Толя взмахнул правой рукой, в которой был зажат молоток, и изо всех сил ударил им по гвоздю. Но молоток пришелся не только по шляпке гвоздя, а задел и большой палец левой руки Толи. При этом от неправильного удара гвоздь отклонился в сторону и острие его вонзилось в мякоть безымянного пальца.

Некоторые могут сказать, что мать Толи была права, когда не давала ему в руки молоток и гвозди, а неправ был дядя, поручивший ему эту работу, Конечно, виноваты были оба: и мать, которая не научила сына владеть молотком, и дядя, который не проверил, сможет ли ребенок выполнить порученную работу.

Аналогичную оплошность допустила также школьница Светлана. «Света, — сказала маленькая Ира своей старшей сестре, — можно я сегодня тоже буду помогать тебе вырезать картинки, которые ты наклеиваешь в альбом». «Можно, — ответила Светлана, — возьми ножницы, но помни, что я тебе говорила: держи руками картинку подальше от того места, где ты будешь резать, чтобы случайно не поранить палец». «Я знаю, — сказала Ирочка, — ты ведь сама вчера похвалила меня за то, что я правильно вырезаю рыжую собаку», Светлана утвердительно кивнула головой. Несколько минут девочки работали молча. «Смотри, как хорошо получилось, — закричала Ирочка, держа в левой руке вырезанную картинку, — нигде не порезала, а ведь ноги у собаки такие тонкие. Ну-ка наклей скорей собаку в твой альбом». Ира со вниманием следила за тем, как сестра намазала эту картинку с обратной стороны клеем и, поместив ее посреди альбомного листа, осторожно придавливала к бумаге тряпкой. Ира тихо сидела рядом, продолжая держать ножницы в правой руке. «Ой, как живая!» — вскрикнула она, подняв вверх правую руку с ножницами так, что их острие оказалось около ее лица. Затем, желая получше рассмотреть наклеенную картинку, она наклонила голову вниз, и ножницы вонзились ей в щеку.

Когда вечером расстроенная мама, глядя на перевязанную щеку Иры, отчитывала старшую дочь за то, что она разрешила маленькой девочке пользоваться ножницами,, не научив ее делать это осторожно, Светлана, всхлипывая говорила: «Да ведь я объясняла ей и она уже умела вырезать так, чтобы не испортить картинку и не порезать пальцы». Но Светлана не подумала о том, что надо было еще научить сестру не держать ножницы в руках, когда ими не пользуешься, и уже ни в коем случае не держать их острием вверх. А ведь у детей нужно воспитывать привычку правильно пользоваться острым предметом, которым можно пораниться: вилкой, ножом и даже карандашом, которым можно попасть в глаз.

А вот еще пример. У Вити было две сестры. Одна училась в 6-м классе и была на два года моложе его, а другая посещала уже второй курс Педагогического института. К старшей сестре часто приходили друзья, особенно летом, когда вся семья Вити жила на даче. Среди друзей сестры ему больше всех нравился веселый студент Вадик. Он умел вырезать из прутьев красивые тросточки, ловко снимая с них перочинным ножом коричневую кожицу, так что тросточки получались то в полоску, то в клетку, то в крестиках, то в крапинку. Такие красивые тросточки он сделал всем своим друзьям-однокурсникам и даже Гале, младшей сестре Вити.

Вите, конечно, тоже хотелось иметь тросточку, и он попросил Вадика сделать ему. Но почему-то Вадик, который всегда хорошо относился к Вите, на этот раз ему отказал. А когда старшая сестра Вити Нина присоединилась к просьбе брата, Вадик важно ответил: «А еще собираешься стать педагогом. Неужели тебе непонятно, что он должен сам потрудиться и вырезать себе палку. Я в его годы уже великолепно умел это делать». И Вадик протянул Вите свой перочинный нож, сказав; «Бери и вырезай, не сомневаюсь, что сумеешь». Витя долго рассматривал нож. До сих пор он не пользовался им, карандаши он чинил специальной машинкой. Недалеко от террасы он нашел палку, которую накануне начал обрабатывать Вадик, но почему-то бросил. Тросточка должна была быть украшена белыми крапинками. Витя взял палку и в нескольких местах попробовал вырезать маленькие кусочки кожицы. Крапинки получались, и это было нетрудно. Теперь можно было всерьез взяться за дело. Чтобы не запачкать рубашку, Витя снял ее и уселся на пенек, как это делал Вадик. Около одного конца палки сбоку выступал сучок, который надо было срезать. Для упора Витя сунул палку другим концом себе под мышку левой руки, а правой рукой изо всех сил нажал лезвием ножа на торчащий сучок, направив при этом нож не от себя, как это следовало сделать, а на себя. Сучок легко отскочил, и нож с размаху врезался Вите в грудь. Нож был очень острый и в первый момент Витя даже не почувствовал боли, а только увидел, как из красной полоски на коже груди потекла кровь.

Когда Вадик узнал о случившемся, он понял ошибку; прежде чем поручить Вите делать тросточку, надо было научить его правильно пользоваться ножом.

А вот у тех ребят, несмотря на то что они ходят еще в детский сад, уже имеются навыки умелого обращения с вилкой. Эти дети во время обеда, сидя за столом, не трогают вилку, положенную справа от них, до тех пор, пока дежурная не поставит перед детьми на стол тарелки со вторым блюдом. Только после этого ребенок берет свою вилку и правильно пользуется ею. Если же кто-нибудь из детей держит вилку не так, как надо, всегда кто-либо из соседей по столу скажет ему об этом. Приучают детей к осторожности и в школах-интернатах.

Так, в одной из московских школ-интернатов учительница 4-го класса обучает детей самостоятельно штопать носки и чулки. У каждого школьника в парте лежит гриб для штопки и хранятся в закрытой коробке маленькие ножницы, иглы в игольнике, наперсток и штопальные нитки. Учительница не боится, что кто-нибудь из ее воспитанников поранит себя ножницами или иголкой: она приучила ребят осторожно пользоваться этими предметами и убирать их на место после употребления. Никто из ее девочек и мальчиков не оставит иглу неубранной, не воткнет ее куда попало. Между тем часто даже взрослые люди оставляют иглы где попало. Некоторые вкалывают иглу в скатерть на обеденном столе, в занавеску, в обои на стене, откуда она может легко выпасть. Иногда даже женщины, ухаживающие за маленькими детьми, имеют вредную привычку вкалывать иглу (и при этом иногда без нитки) в блузку, фартук. А ведь если такая женщина возьмет на руки ребенка, игла может случайно не только его уколоть, но даже вонзиться в его тело, а мать может этого и не заметить. Так и случилось с одной девочкой. Игла попала в ее тело еще в раннем возрасте. Уже будучи пожилой женщиной, она, повернувшись в постели, вдруг ощутила острую боль в бедре и обнаружила торчащий из тела обломок толстой иглы. Игла пробыла там не один десяток лет. Никто не знал, когда это случилось, хотя несомненно в момент, когда это произошло, девочка кричала от боли, а окружавшие ее люди думали, что она просто капризничает.

А вот какой навык приобрела в возрасте 1'/2 лет Лена. Когда няня кормит ее из ложки супом или кашей, Лена, смешно раздувая толстые щеки, дует на ложку. Напрасно няня старается убедить девочку в том, что суп или каша не горячие — она упорно продолжает дуть на ложку. Этот навык у Лены выработался лишь после того, как она однажды взяла в рот ложку с горячей пищей. Девочка выплюнула ее, но все же успела обжечь губы и язык.

Примерно таким же способом получил навык осторожного обращения с булавками двухлетний Алеша. Мать его — портниха. У нее на столе в коробке хранилось много булавок. Однажды мальчик добрался до коробки и, запустив в нее руку, схватил горсть булавок, которые воткнулись ему в пальцы. Теперь Алеша больше не хватает булавок из коробки, а если увидит булавку, упавшую на пол, то поднимает ее за шляпку и осторожно подает матери или бросает в коробку.

Конечно, эти способы приобретения навыков слишком жестоки, и поэтому нельзя такие навыки вырабатывать у детей подобным образом, хотя они и оказываются очень прочными.

 

 


читать далее

Содержание

Воспитание гигиенических навыков у детей
 - Воспитание гигиенических навыков
 - Выработка навыка соблюдения режима дня
 - Навыки личной гигиены
 - Питание и гигиенические навыки
 - Сон и гигиенические навыки
 - Учебные занятия дома и гигиенические навыки
 - Трудовые занятия дома и гигиенические навыки
 - Физкультура, спорт и гигиенические навыки
 Предупреждение детской нервности
 - Что такое нервность
 - Ошибки родителей
 - Нервность и нарушения поведения
 - Причины изменения поведения ребенка
 Питание детей дошкольного и младшего школьного возраста
 - Нормальное развитие ребенка
 - Рацион ребенка
 - Режим питания
 - Особенности питания детей, посещающих детский сад и школу
 Заразные болезни у детей
 - Предупреждайте заразные болезни у детей
 - Что такое заразные болезни
 - Инфекционные заболевания можно предупредить
 - Что необходимо знать родителям о профилактических прививках?
 - Дифтерия уже не страшна
 - Скарлатина перестает быть опасной
 - От кори ребенка нужно и можно уберечь
 - Чем опасен коклюш
 - Грипп и острые катары дыхательных путей – распространение заболевания
 - Инфекционным гепатитом болеют не только взрослые
 - Полиомиелит уходит в прошлое
 - Свинка (эпидемический паротит)
 - Краснуха
 - Ветряная оспа
 Хронический тонзиллит у детей
 - Что такое ангина
 - Причины хронического тонзиллита
 - Основные признаки заболевания
 - Лечение хронического тонзиллита
 - Предупреждение заболевания
 Оберегайте детей от несчастных случаев
 - Неосторожность старших
 Предметы быта и несчастные случаи
 - Детские шалости и опасные игры