Na-svet.ru

Мать и Дитя

Разделы

Заочные лекции для матерей
 Кесарево сечение
 Азбука семейной жизни
 Как любить ребенка//Януш Корчак
 Происхождение детских неврозов и психотерапия//А.И.Захаров
 Мы и наши дети (Б. и Н. Никитины)
 Резервы здоровья наших детей (Б. и Л. Никитины)
 Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях
 Пренатальная психология
 Полезная информация
 Государственность и семья
 Семейный кодекс РФ
 Комментарий к Семейному кодексу РФ
 


11
1
2

Заочные лекции для матерей

Что такое заразные болезни

Заразные болезни — такие, которые передаются от больного человека здоровому. Они вызываются мелкими, видимыми лишь под микроскопом живыми существами — микробами и еще более мельчайшими, не видимыми под обычным микроскопом существами — вирусами. Каждая заразная болезнь вызывается определенным микробом или вирусом, то есть имеет своего возбудителя. Возбудители заразных болезней отличаются друг от друга внешним видом. Например, микробы, вызывающие дифтерию и коклюш, имеют вид палочек, скарлатину — стрептококк, имеющий форму мелких шариков, соединенных в виде цепочки. Вирусы, вызывающие корь, грипп и другие заболевания, можно увидеть лишь через специальный микроскоп, увеличивающий в десятки тысяч раз. Форма этих вирусов очень разнообразна.

Возбудители заразных болезней могут проникать в организм человека разными путями; через дыхательные пути вместе с пищей и водой, через поврежденную кожу и т. д. Каким же образом они попадают в атмосферный воздух, пищу, воду, на различные предметы? Больной человек выделяет микробов в окружающую среду с выдыхаемым воздухом (при дыхании), с мокротой и слизью из горла (при кашле и чиханье), с мочой и испражнениями. Эти микробы в большом количестве содержатся на коже больного, руках, которыми он берет различные предметы (посуда, полотенце, игрушки и пр.) и таким образом переносит инфекцию. Есть микробы и вирусы, которые очень неустойчивы во внешней среде. Они живут лишь в организме человека и, попадая во внешнюю среду, быстро погибают (например, возбудители кори, ветряной оспы и других болезней). Однако возбудители таких заболеваний, как, например, дизентерия, брюшной тиф, скарлатина и некоторые другие, могут долго существовать вне организма, не теряя ядовитых свойств.

Микробов выделяет не только больной, но и выздоровевший (иногда спустя довольно длительное время после выздоровления), а порой и просто здоровый человек, носящий в организме возбудителей заразных болезней. Такого человека называют бактерионосителем. Многие родители спрашивают, как может произойти заражение здоровых детей различными инфекционными болезнями. Приведем несколько примеров.

На елке у Машеньки было много гостей: и Лена, и Володя с Сережей, и попрыгунья Нина, и даже Миша в сопровождении папы, который никогда его одного никуда не пускает. Веселились от души. Вот только Лена, всегда жизнерадостная девочка, была какой-то задумчивой и весь вечер покашливала. Нина, ее закадычная подруга, пыталась, как могла, ее развлечь, целовала, кружила по комнате и весь вечер не отходила от Лены. Папа Миши, услышав, что девочка кашляет, отвел сына к столу, на котором были разложены игры, и все время играл с ним и с Володей.

Прошло две недели. Лена не приходила в детский сад. Она заболела коклюшем. Нина, заразившись от подруги на елке, тоже уже начала кашлять. Кашель у нее стал носить характер приступов, заканчивающихся рвотой. Все, это мне рассказал папа Миши, инженер по профессии, гордясь тем, что он, не будучи врачом, заподозрил у Лены коклюш и уберег от заражения им сына. Я похвалила папу за это, но упрекнула в том, что он позаботился только о своем сыне, вместо того чтобы сразу отправить домой больную девочку и тем самым предохранить от заражения коклюшем и других детей

А вот другой пример. Я сижу на платформе в ожидании электропоезда и читаю книгу. Подняв глаза от книги, вижу, как к скамье подходит молодая пара с белокурой девочкой, на вид лет грех — четырех. В руках у родителей большие сетки с яблоками, сливами, огурцами и прочей снедью, у отца под мышкой торчит белый батон. Девочка капризничает. Мать достает из сетки яблоко и дает ребенку. Девочка с жадностью съедает его. Вслед за яблоком ребенку дают сливы, а затем кусок белого хлеба. У меня не хватает сил молчать, я закрываю книгу и вступаю в разговор с родителями. Оказывается, мы живем почти рядом. Семья возвращается домой из города, где они весь день ходили по магазинам. Девочку зовут Катей, ей 4 года, она плохо ест и любит только хлеб, который может есть в течение всего дня.

Через неделю встречаюсь с мамой этой Девочки в поезде. «Как Катя? Все еще жует хлеб?» — спрашиваю у нее, «Не повезло нам с Катей; она уже пятый день лежит в больнице, признают у нее дизентерию, но сейчас уже ей лучше стало. И откуда только такие болезни берутся у детей?» Я объясняю матери, что причиной заболевания девочки могли быть немытые фрукты, которые она давала ей немытыми руками, стараюсь убедить, что нельзя кормить ребенка на улице, что он должен принимать пищу за столом, вымыв предварительно руки, что пищу нужно чисто приготавливать, а купленные в магазине или на рынке фрукты необходимо тщательно вымыть перед тем, как их дать ребенку. Женщина внимательно слушает, кивая головой. Хочется думать, что она сделает для себя надлежащие выводы. Подобных примеров можно привести десятки

Такими болезнями, как коклюш, корь, скарлатина, дифтерия, грипп, заражаются воздушно-капельным путем. Это значит, что микробы, попавшие в воздух от больного ребенка, вместе с мельчайшими капельками его слюны, слизи, мокроты проникают в дыхательные пути здорового ребенка, находящегося вблизи от больного, и таким образом может произойти заражение. Другие заболевания (дизентерия, полиомиелит, инфекционная желтуха) возникают при попадании возбудителя в желудочно-кишечный тракт вместе с загрязненной пищей.

Различные инфекционные заболевания отличаются друг от друга многими характерными признаками и в то же время в их течении может наблюдаться очень много сходных черт. Прежде всего все инфекционные болезни проявляются не сразу: от момента заражения до появления первых признаков заболевания проходит определенное время (от 2 до 21 дня) — это скрытый, или инкубационный, период болезни. В течение этого времени ребенок внешне выглядит здоровым, однако в его организме происходит усиленное размножение микробов и организм находится в напряжении, мобилизуя все защитные силы на борьбу с микробами и выделяемыми ими ядами (токсинами). При внимательном наблюдении за ребенком уже в этом периоде можно заметить некоторые изменения в его поведении; снижение аппетита, нарушение сна, иногда повышенная раздражительность. По истечении инкубационного периода болезнь чаще всего развивается остро: повышается температура, иногда появляется рвота, головная боль, могут даже возникнуть судороги. Одновременно или позже наблюдаются признаки, свойственные определенному заболеванию (ангина при дифтерии, сыпь при скарлатине, кашель и насморк при кори и гриппе и т. д.). Этот развернутый период болезни может иметь разную продолжительность (от нескольких дней до нескольких недель), после чего болезнь вступает в следующую стадию — постепенного уменьшения и угасания всех болезненных явлений, что говорит о наступающем выздоровлении. В этом периоде ребенок еще находится в очень неустойчивом состоянии. Малейшие нарушения режима, присоединение нового заболевания могут вывести его из этого неустойчивого равновесия на значительный период.

Поэтому при выздоравливании ребенка очень важно строго соблюдать режим дня, обеспечить полноценное питание, побольше быть с ним на свежем воздухе, оберегать его от присоединения нового заболевания.

 

 


читать далее

Содержание

Воспитание гигиенических навыков у детей
 - Воспитание гигиенических навыков
 - Выработка навыка соблюдения режима дня
 - Навыки личной гигиены
 - Питание и гигиенические навыки
 - Сон и гигиенические навыки
 - Учебные занятия дома и гигиенические навыки
 - Трудовые занятия дома и гигиенические навыки
 - Физкультура, спорт и гигиенические навыки
 Предупреждение детской нервности
 - Что такое нервность
 - Ошибки родителей
 - Нервность и нарушения поведения
 - Причины изменения поведения ребенка
 Питание детей дошкольного и младшего школьного возраста
 - Нормальное развитие ребенка
 - Рацион ребенка
 - Режим питания
 - Особенности питания детей, посещающих детский сад и школу
 Заразные болезни у детей
 - Предупреждайте заразные болезни у детей
 Что такое заразные болезни
 - Инфекционные заболевания можно предупредить
 - Что необходимо знать родителям о профилактических прививках?
 - Дифтерия уже не страшна
 - Скарлатина перестает быть опасной
 - От кори ребенка нужно и можно уберечь
 - Чем опасен коклюш
 - Грипп и острые катары дыхательных путей – распространение заболевания
 - Инфекционным гепатитом болеют не только взрослые
 - Полиомиелит уходит в прошлое
 - Свинка (эпидемический паротит)
 - Краснуха
 - Ветряная оспа
 Хронический тонзиллит у детей
 - Что такое ангина
 - Причины хронического тонзиллита
 - Основные признаки заболевания
 - Лечение хронического тонзиллита
 - Предупреждение заболевания
 Оберегайте детей от несчастных случаев
 - Неосторожность старших
 - Предметы быта и несчастные случаи
 - Детские шалости и опасные игры