Na-svet.ru

Мать и Дитя

Разделы

Заочные лекции для матерей
 Кесарево сечение
 Азбука семейной жизни
 Как любить ребенка//Януш Корчак
 Происхождение детских неврозов и психотерапия//А.И.Захаров
 Мы и наши дети (Б. и Н. Никитины)
 Резервы здоровья наших детей (Б. и Л. Никитины)
 Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях
 Пренатальная психология
 Полезная информация
 Государственность и семья
 Семейный кодекс РФ
 Комментарий к Семейному кодексу РФ
 


11
1
2

Заочные лекции для матерей

Физкультура, спорт и гигиенические навыки

Физическое воспитание детей сочетает строгое соблюдение гигиенического режима дня, систематическое закаливание и ежедневные занятия физическими упражнениями в виде утренней гимнастики, «физкультурных минуток», подвижных игр и спортивных занятий.

О физическом воспитании, так же как об умственном развитии ребенка, родителям следует заботиться с первых лет его жизни. Только тогда ребенок пойдет в школу крепким, здоровым, а все перечисленные выше элементы физического воспитания превратятся у него в стойкую привычку,

Наиболее полезно сочетание физических упражнений с пребыванием на открытом воздухе, так как при этом усиливаются процессы обмена веществ, укрепляется и развивается мышечная система, повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Наиболее простым и доступным средством физического воспитания детей является утренняя гимнастика и «физкультурные минутки» во время приготовления домашнего задания. Недаром утренняя гимнастика называется «зарядкой» — она снимает остатки сонливости и «заряжает» организм на весь день бодростью. Привычку к утренней гимнастике следует выработать у детей с 5 — 6-летнего возраста, особенно у тех из них, кто по утрам бывает вялым, неохотно встает. Разумеется, зарядка необходима и детям, посещающим школу.

Поскольку для детей, как мы говорили, очень важен пример взрослых в семье, хорошо, если ребенок делает по утрам гимнастику вместе с родителями. Конечно, при этом упражнения у детей и взрослых должны быть разные. Чем старше ребенок, тем сложнее упражнения. Упражнения для ребенка следует подбирать, посоветовавшись с врачом или со школьным преподавателем физкультуры, учитывая не только возраст, но и состояние здоровья и физическое развитие ребенка.

Одним из наиболее эффективных и увлекательных для детей средств физического воспитания является физическая культура, спорт. Катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание доступны ребятам уже с дошкольного возраста. Дети с увлечением участвуют в спортивных играх, а это очень важно для развития точности, ловкости, настойчивости. Ребятам 5 — 6 лет полезны такие подвижные игры, как крокет, лапта, кегли, «чижик».

Однако не всяким видом спорта могут заниматься младшие школьники — спортивная нагрузка должка соответствовать физическим возможностям детей. Поэтому при выборе определенного вида спорта следует посоветоваться с врачом. Такими видами спорта, как футбол, фехтование, водное поло и легкая атлетика, дети могут заниматься только с 13 — 14 лет, а борьбой с 15 лет, когда их организм уже справляется с большей нагрузкой.

Для хорошего физического развития организма в целом необходимо, чтобы ребенок занимался различными видами физических упражнений: зимой бегал на коньках, ходил на лыжах, летом плавал.

И еще одно важное правило: при занятиях спортом не должно быть отступлений от установленного режима дня, иначе вместо того, чтобы способствовать физическому развитию организма, повышению работоспособности ребенка, спорт превращается в «дополнительную» нагрузку, приносящую только вред.

Родителям необходимо следить за самочувствием детей после занятий спортом. Если у ребенка ухудшается аппетит, он теряет в весе, неспокойно спит, становится возбудимым или, наоборот, вялым — это указывает на переутомление. В таких случаях необходимо показать его врачу и может быть на время прекратить занятия спортом.

Особенно благоприятно действует физкультура на слабых детей. Однажды во время медицинского осмотра в школе ко мне в кабинет вошел мальчик маленького роста, худенький, бледный. Это был ученик первого класса. На вопросы мальчик отвечал вяло, апатично, сказал, что часто болеет, но сейчас здоров. Никаких выраженных отклонений от нормы у Саши я не нашла. Наблюдая за ним в дальнейшем, я заметила, что во время перемен он обычно сидит, почти никогда не участвует в шумных и веселых играх ребят во дворе школы. Я вызвала мать Саши в школу и посоветовала ей заняться физическим воспитанием мальчика. Мы составили режим дня. Сашина мама записала, как проводить закаливание, и обещала уговорить мальчика регулярно заниматься физкультурой.

С этого времени Саша каждое утро делал гимнастику, много времени проводил на свежем воздухе, ходил в бассейн и на каток. Уже в 3-м классе Сашу трудно было узнать; он окреп, раздался в плечах, стал бодрым и жизнерадостным, Занятия физкультурой благотворно сказались на его здоровье. Сейчас Саша учится в 7-м классе; это здоровый, крепкий, закаленный мальчик.

С 9 — 10-летнего возраста дети могут принимать участие в туристских походах и лыжных экскурсиях. Походы полезны не только для здоровья; знакомство с природой, встречи с новыми людьми, осмотры памятников старины — все это обогащает ребенка новыми впечатлениями, развивает его любознательность.

Однако участвовать в походах дети могут только с разрешения школьного врача. И, разумеется, одних детей в поход отпускать нельзя; с ними должны быть либо учитель, либо родители.

Если туризмом увлекается вся семья (а таких семей немало), то родители могут брать с собой в походы детей начиная с 9-летнего возраста.

Зимой обычно в воскресенье или во время каникул многие школьники ходят на лыжные экскурсии. Родителям нужно обязательно проверить, хорошо ли дети подготовились к походу. Одежда должна быть достаточно теплой и в то же время не тяжелой, чтобы не стеснять движений. При сильном ветре, тумане, морозе ниже 15° или снегопаде походы отменяются.

Одна из задач физического воспитания ребенка — сделать его организм устойчивым к переменам внешней температуры, закалить его.

Недавно я присутствовала на родительском собрании в одной московской школе. Матери Юры, ученика 3-го класса, пришлось выслушать от учительницы, что мальчик плохо учится, особенно по арифметике, что среди его годовых отметок четыре тройки.

После собрания мама Юры подошла ко мне. «Мой сын плохо учится из-за того, что часто пропускает занятия, — сказала она. — В этом году он болел два раза гриппом, три раза катаром верхних дыхательных путей и один раз ангиной. Не понимаю, почему он так часто болеет, я ведь тепло одеваю его, зимой всегда завязываю шею шарфом, слежу за тем, чтобы он не сидел на сквозняках, не разрешаю ему ходить летом босиком».

К сожалению, таких родителей много. Очевидно, они не знают, что есть другой, гораздо более правильный и эффективный путь защиты ребенка от простуды — это закаливание. Закаленные дети отличаются хорошим здоровьем, у них редко бывают насморк, кашель, воспаление легких. Закаленные дети реже, чем незакаленные, болеют а если и заболеют, то переносят заболевание легче.

Наиболее мягкий метод закаливания — воздушные ванны, их проводят в летнее время. Для непосредственного воздействия воздуха на кожу следует приучать ребенка в теплую погоду ходить только в трусах или в трусах и майке и босиком,

Мы уже говорили, что ежедневное мытье ног на ночь, имеющее гигиеническое значение, может оказать закаливающее влияние, если температуру воды постепенно снижать с 30° до комнатной. Хорошо закаливают организм такие водные процедуры, как обтирания, обливания и купания. Закаливание водой, как и закаливание воздухом, желательно начинать с раннего возраста.

Обтирания можно проводить круглый год утром после зарядки. Для этого махровую варежку или тряпку опускают в воду, отжимают ее и быстро смачивают руки и ноги, затем шею, спину, ягодицы, грудь, живот. После этого растирают тело сухим полотенцем до легкого покраснения. Температура воды в первые дни для детей 3 лет должна быть 33°, с постепенным снижением ее на 1° через каждые 3 — 6 дней до 23°. Для обтирания детей 4 лет первоначальная температура воды должна быть 32°, постепенно ее доводят до 22°, а для обтирания детей более старшего возраста температура воды 31° с постепенным ее понижением до 20°.

Более сильное закаливающее действие оказывают обливания, поэтому и рекомендуется начинать закаливание с обтираний, а не с обливания. Температура воды для обливания должна быть такой же, как для обтирания. Особенно полезно проводить обливания в летнее время после солнечных ванн. В холодное время года можно рекомендовать обливание ног; температура воды вначале 30°, постепенно ее доводят до 20° для детей 4-летнего возраста, а для детей старше этого возраста обливания начинают с температуры воды 28° и постепенно понижают ее до 18°, Для определения температуры воды следует пользоваться термометром.

В летние месяцы для закаливания используют и солнце, и воздух, и воду.

В детском саду и пионерском лагере закаливающие процедуры проводятся под наблюдением медицинского персонала, воспитателей и вожатых. Но где бы ни были дети — в деревне или на даче — солнечные ванны, обливания и купания должны проводиться обязательно под контролем взрослых.

Закаливание в летнее время начинают с воздушных ванн, а через неделю переходят к солнечным. Ребенок принимает солнечную ванну, лежа на топчане или подстилке, защитив голову от солнечных лучей. Надо следить, Чтобы облучение было равномерным, то есть чтобы ребенок лежал на спине, животе, правом и левом боку.

В средней полосе Советского Союза первый сеанс солнечных ванн продолжается 4 минуты, а затем каждые 2 дня прибавляют по 2 минуты и доводят продолжительность солнечной ванны до 30 минут. Через каждые 6 дней устраивают однодневный перерыв в приеме солнечных ванн и заменяют их воздушной.

Многие родители часто интересуются, как ребенок должен правильно загорать на юге, на морском побережье. Некоторые родители стараются совсем не пускать детей на солнце, заставляют их все время быть в тени. Другие же, наоборот, стремятся сразу к тому, чтобы ребенок как можно больше загорал.

Как-то мы с мужем отдыхали в Ялте. Вечером ко мне пришла женщина, которая, узнав, что я врач, очень просила зайти к ее ребенку. Женщина рассказала мне, что накануне вечером она с десятилетней дочерью Наташей приехала из Ленинграда. Девочка хотела «получше загореть» и несколько часов пролежала на пляже под солнцем. Вечером у Наташи поднялась температура до 40°, появились головокружение, понос, рвота.

У девочки были все явления так называемого солнечного удара, и в тяжелом состоянии ее отправили в больницу.

Солнечный удар — очень опасное для здоровья и даже для жизни состояние, возникающее при длительном действии солнечных лучей. Поэтому загорать нужно разумно.

Солнечные ванны можно принимать и на юге, но не с 11 до 13 часов, как в средних широтах, а с 9 до 11 часов утра и продолжительность этой процедуры на юге должна быть значительно меньше. По 1 минуте облучается каждая часть тела (живот, спина, правый и левый бок), затем каждые 2 дня добавляют по 1 минуте на каждую часть тела и постепенно доводят продолжительность солнечной ванны до 5 — 8 минут. Через каждые 5 дней делают однодневный, перерыв и солнечную ванну заменяют воздушной.

Солнечные ванны принимают через 1 — 1'/2 часа после еды, но и не натощак. После солнечной ванны следует сделать обтирание, обливание, а через 3 — 4 дня разрешается и купание в реке, озере или в море.

Купание — одно из самых сильных и самых любимый детьми способов закаливания. Однако не всегда оно приносит пользу их здоровью. Иногда не успевают еще распуститься листья на деревьях, только начинает зеленеть трава и наступают первые теплые дни, а ребята уже бегут на речку купаться. Вода еще не успела нагреться, а значит купание в ней чаще всего приводит к простуде и ослаблению организма.

Начинать купаться можно при температуре воды не ниже 22° и температуре воздуха 24 — 26°. В первые дни следует войти в воду и только 2 — 3 раза окунуться.

В дальнейшем продолжительность купания постепенно можно увеличивать, но находиться в воде, даже очень теплой, дольше 6 — 10 минут не следует.

В заключение хочется еще раз напомнить родителям, что воспитание гигиенических навыков у детей должно начинаться с самого раннего возраста — это поможет вырастить ребенка здоровым, сильным, воспитать его культурным человеком.

 

 


читать далее

Содержание

Воспитание гигиенических навыков у детей
 - Воспитание гигиенических навыков
 - Выработка навыка соблюдения режима дня
 - Навыки личной гигиены
 - Питание и гигиенические навыки
 - Сон и гигиенические навыки
 - Учебные занятия дома и гигиенические навыки
 - Трудовые занятия дома и гигиенические навыки
 Физкультура, спорт и гигиенические навыки
 Предупреждение детской нервности
 - Что такое нервность
 - Ошибки родителей
 - Нервность и нарушения поведения
 - Причины изменения поведения ребенка
 Питание детей дошкольного и младшего школьного возраста
 - Нормальное развитие ребенка
 - Рацион ребенка
 - Режим питания
 - Особенности питания детей, посещающих детский сад и школу
 Заразные болезни у детей
 - Предупреждайте заразные болезни у детей
 - Что такое заразные болезни
 - Инфекционные заболевания можно предупредить
 - Что необходимо знать родителям о профилактических прививках?
 - Дифтерия уже не страшна
 - Скарлатина перестает быть опасной
 - От кори ребенка нужно и можно уберечь
 - Чем опасен коклюш
 - Грипп и острые катары дыхательных путей – распространение заболевания
 - Инфекционным гепатитом болеют не только взрослые
 - Полиомиелит уходит в прошлое
 - Свинка (эпидемический паротит)
 - Краснуха
 - Ветряная оспа
 Хронический тонзиллит у детей
 - Что такое ангина
 - Причины хронического тонзиллита
 - Основные признаки заболевания
 - Лечение хронического тонзиллита
 - Предупреждение заболевания
 Оберегайте детей от несчастных случаев
 - Неосторожность старших
 - Предметы быта и несчастные случаи
 - Детские шалости и опасные игры