Na-svet.ru

Мать и Дитя

Разделы

Заочные лекции для матерей
 Кесарево сечение
 Азбука семейной жизни
 Как любить ребенка//Януш Корчак
 Происхождение детских неврозов и психотерапия//А.И.Захаров
 Мы и наши дети (Б. и Н. Никитины)
 Резервы здоровья наших детей (Б. и Л. Никитины)
 Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях
 Пренатальная психология
 Полезная информация
 Государственность и семья
 Семейный кодекс РФ
 Комментарий к Семейному кодексу РФ
 


11
1
2

Заочные лекции для матерей

Воспитание гигиенических навыков у детей

Воспитание гигиенических навыков — задача важная, требующая от родителей терпения и настойчивости. К сожалению, не все родители уделяют этой стороне воспитания достаточно внимания.

Вспоминаю один случай. Как-то летом на даче рядом с нами жила еще одна семья. Галина Васильевна и ее муж работали и приезжали вечером, а с детьми, пятилетним Сашей и семилетней Ниной, оставалась бабушка.

В начале лета ребята помогали Галине Васильевне сажать овощи, поливать и пропалывать грядки.

Овощи поспели, и ребята частенько лакомились только что сорванными морковками и огурцами. Когда я сказала бабушке, что дети едят немытые овощи, она ответила:

«Ничего, здоровее будут». Однако бабушкино предсказание не сбылось. Сначала заболел Саша. У него начался понос, поднялась температура. Галина Васильевна не повезла ребенка к врачу, решила обойтись домашними средствами. Однако Саше становилось все хуже, а через 5 дней заболела и Нина. Только тогда их отвезли в Москву в больницу. У детей оказалась острая дизентерия. Особенно тяжело болел Саша, он почти 2 месяца пролежал в больнице.

А ведь этой болезни не было бы, если бы Сашу и Нину приучили к тому, что овощи, фрукты и ягоды можно есть только мытыми.

Гигиенические навыки следует воспитывать с самого раннего возраста ребенка, тогда они становятся стойкой привычкой, потребностью, ребенок не представляет, как можно поступить иначе,

Приведу пример. Моя мать родилась в Иркутске. В их семье детей приучали пить только кипяченую воду. Насколько сильна была у детей эта привычка, судите сами. Однажды в доме начался пожар, детей отвели к соседям, Когда там им дали напиться, одна из девочек, взволнованная, напуганная, всхлипывая, все-таки спросила; «А вода у вас кипяченая?»

Как же приучить ребенка к определенным гигиеническим нормам, как сделать эти нормы привычкой, навыком?

Навыки, или привычки,— условный рефлекс, то есть ответная реакция организма, возникающая в результате воздействия на него окружающей среды. В отличие от рефлексов безусловных, которые являются врожденными реакциями организма, передаются по наследству и не требуют личного опыта и обучения (например, сосательные движения новорожденного при первом прикладывании его к груди матери), условные рефлексы образуются в течение индивидуальной жизни человека,

Условный рефлекс (или навык) возникает в результате длительных упражнений. Воспитание ребенка и заключается в образовании условных рефлексов, или навыков. Например, если требовать, чтобы ребенок мыл руки перед едой, и каждый раз напоминать ему об этом, то с течением времени мытье рук перед едой сделается у него навыком, потребностью.

Следует создавать необходимые условия для закрепления навыка и, наоборот, устранять все то, что может препятствовать его осуществлению. Например, надо чтобы мыло и сухое полотенце всегда были в определенном месте, откуда ребенок может их легко взять.

Приведу пример. У школьника первого класса воспитывают навык правильной посадки. От ребенка требуют, чтобы он сидел прямо, не горбясь, положив локти на парту. Сначала ему трудно сидеть в таком положении, вынужденная поза его утомляет. Однако, если учитель постоянно обращает внимание ребенка на его посадку, а дома родители требуют, чтобы он правильно сидел за столом во время приготовления уроков, такая посадка станет для школьника привычкой.

Многие родители ошибочно полагают, что воспитание ребенка начинается лишь со школы. Достигнуть хорошего результата в воспитании ребенка можно только в том случае, если оно начинается с самого раннего возраста.

В Программе Коммунистической партии Советского Союза говорится: «Партия считает одной из важнейших задач — обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил».

Если гигиеническому воспитанию не уделялось внимания в течение первых семи лет, часто приходится говорить не о воспитании, а о перевоспитании ребенка, о борьбе с вредными привычками.

Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко говорил: «Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то бывает, и поленились, запустили ребенка — тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа перевоспитании — уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и, больше сил, и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется... Советуем родителям всегда помнить об этом, всегда стараться воспитывать так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать, чтобы с самого начала все было сделано правильно».

Возраст от колыбели до школы — один из самых решающих периодов в развитии человеческих качеств. «В первые семь или восемь лет нашей жизни,— писал замечательный русский педагог К. Д. Ушинский,— память наша усваивает столько, сколько не усваивает во всю нашу остальную жизнь. В это время мы приобретаем именно большую часть той громадной массы сведений, которая обща всем людям».

Следует еще отметить, что гигиеническое воспитание связано и с воспитанием характера, воли, дисциплинированности. Родители, которые следят за тем, чтобы ребенок всегда убирал свою постель, делал утреннюю зарядку, мыл ноги на ночь, следил за одеждой, в определенный час ел, садился за уроки, тем самым воспитывают в нем аккуратность, дисциплинированность, приучают его к порядку.

Гигиеническое воспитание подготавливает к трудовой деятельности. Дети, убирая уголок с игрушками, рабочее место, застилая постель, не только помогают родителям, но и приобретают трудовые навыки.

Гигиеническое воспитание является я то же время и эстетическим. Грязное не может быть красивым. Приучая ребенка ухаживать за волосами, зубами, следить за чистотой тела, одежды, соблюдать чистоту в доме, родители постепенно воспитывают в детях любовь и стремление к красоте.„Детей, посещающих детский сад, приучают выполнять Необходимые требования: мыть руки перед едой и после всякого загрязнения, аккуратно есть, одеваться и раздеваться, складывать в порядке одежду, вешать ее на место, пользоваться носовым платком и т. д. Требования воспитателей должны обязательно поддерживаться в семье, А ведь иногда сердобольные мамы и бабушки «жалеют» ребенка и дома одевают и раздевают его, разрешают перехватить что-нибудь вкусное перед едой. Некоторые же родители просто не обращают внимания на то, как ребенок ест, как держит, вилку и ложку, не напоминают ему о мытье рук перед едой и после посещения уборной. В результате упорный труд воспитателей пропадает.

Воспитывать у детей дошкольного возраста стремление к чистоте помогают различные игры, картинки, диафильмы, чтение рассказов и стихов на санитарные темы и беседы о показанном или прочитанном, В увлекательной форме детям следует рассказывать о том, что грязь приводит к болезням, а чистота помогает сохранить здоровье, о том, как можно заразиться различными болезнями, почему надо мыть руки и т. д.

Очень трудно воспитывать у ребенка полезные привычки, если в семье нет единых к нему требований. Иногда мать приучает ребенка к порядку, а бабушка, «жалея» внука, разрешает не выполнять этих требований. При поступлении в детский сад некоторым детям первое время бывает очень трудно освоиться в новой обстановке, приспособить выработанные навыки к новым условиям. Поэтому родители должны рассказать воспитателям о том, к чему привык ребенок, об особенностях в его поведении и т. д.

Это в значительной мере может облегчить привыкание ребенка к новым условиям детского сада.

Как известно, дети склонны к подражанию. Поэтому родителям следует постоянно следить за собой и аккуратно соблюдать те правила, выполнения которых требуют от ребенка. «Если вы требуете, — говорил А. С. Макаренко, — чтобы дети за обедом не читали книгу, то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа.

Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают».

 

 


читать далее

Содержание

Воспитание гигиенических навыков у детей
 Воспитание гигиенических навыков
 - Выработка навыка соблюдения режима дня
 - Навыки личной гигиены
 - Питание и гигиенические навыки
 - Сон и гигиенические навыки
 - Учебные занятия дома и гигиенические навыки
 - Трудовые занятия дома и гигиенические навыки
 - Физкультура, спорт и гигиенические навыки
 Предупреждение детской нервности
 - Что такое нервность
 - Ошибки родителей
 - Нервность и нарушения поведения
 - Причины изменения поведения ребенка
 Питание детей дошкольного и младшего школьного возраста
 - Нормальное развитие ребенка
 - Рацион ребенка
 - Режим питания
 - Особенности питания детей, посещающих детский сад и школу
 Заразные болезни у детей
 - Предупреждайте заразные болезни у детей
 - Что такое заразные болезни
 - Инфекционные заболевания можно предупредить
 - Что необходимо знать родителям о профилактических прививках?
 - Дифтерия уже не страшна
 - Скарлатина перестает быть опасной
 - От кори ребенка нужно и можно уберечь
 - Чем опасен коклюш
 - Грипп и острые катары дыхательных путей – распространение заболевания
 - Инфекционным гепатитом болеют не только взрослые
 - Полиомиелит уходит в прошлое
 - Свинка (эпидемический паротит)
 - Краснуха
 - Ветряная оспа
 Хронический тонзиллит у детей
 - Что такое ангина
 - Причины хронического тонзиллита
 - Основные признаки заболевания
 - Лечение хронического тонзиллита
 - Предупреждение заболевания
 Оберегайте детей от несчастных случаев
 - Неосторожность старших
 - Предметы быта и несчастные случаи
 - Детские шалости и опасные игры