Na-svet.ru

Мать и Дитя

Разделы

Заочные лекции для матерей
 Кесарево сечение
 Азбука семейной жизни
 Как любить ребенка//Януш Корчак
 Происхождение детских неврозов и психотерапия//А.И.Захаров
 Мы и наши дети (Б. и Н. Никитины)
 Резервы здоровья наших детей (Б. и Л. Никитины)
 Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях
 Пренатальная психология
 Полезная информация
 Государственность и семья
 Семейный кодекс РФ
 Комментарий к Семейному кодексу РФ
 


11
1
2

Заочные лекции для матерей

Нервность и нарушения поведения

Витина мама в письме жалуется на неправильное поведение и трудный характер сына; он несдержан и груб, любое замечание вызывает у него вспышку раздражения, он уходит из школы, пропускает уроки. Мы назвали Витю нервным ребенком.

Почему врачи считают некоторые формы нарушения поведения проявлением нервности? Можно ли предупредить формирование трудного характера?

Ответим на эти вопросы.

У нервного ребенка изменения поведения иногда появляются уже в дошкольном возрасте. Наиболее часто у маленького ребенка нарушения поведения проявляются в повышенной возбудимости и двигательном беспокойстве. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте процесс торможения еще недостаточно развит, преобладает процесс возбуждения. Поэтому даже здоровому ребенку трудно подавлять свое стремление к движению. Ребенок иногда с удивлением смотрит на взрослых: как они могут так долго сидеть! Вы редко услышите от ребенка жалобу, что он устал играть или бегать, но часто он говорит родителям: «Я устал сидеть».

Таким образом, повышенная активность вообще свойственна здоровому ребенку. Однако она отличается от бесцельного, хаотичного двигательного беспокойства нервного ребенка. Нервные дети много двигаются, суетятся, все окружающее привлекает их внимание, но очень ненадолго. Они берут игрушку и тут же ее бросают, требуют почитать им сказку и очень быстро перестают ее слушать, отвлекаются. Двигательное беспокойство сопровождается обычно говорливостью, причем высказывания ребенка непоследовательные, часто отрывочные. Ребенок без конца задает вопросы, не дожидаясь ответа, сам начинает о чем-либо рассказывать. При утомлении, изменении обстановки, появлении нового человека в доме, при поездке в трамвае или троллейбусе он становится особенно возбужденным, непослушным, не может усидеть на месте. В этих случаях часто приходится слушать раздраженные возгласы родителей: «Да посиди ты, наконец, спокойно...» Иногда родители начинают удерживать ребенка силой и даже наказывают его.

Двигательное беспокойство, расторможенность чаще возникают у детей, перенесших ряд заболеваний или ушибы головы. Такое поведение ребенка легко закрепляется при неправильном отношении к нему родителей. Приведем пример:

Олег — второй ребенок в семье, брат старше его на два года. Все внимание родных уделяется первому ребенку — он болезненный мальчик. Олег был очень спокойным ребенком. В возрасте 1 года он перенес корь, а вскоре после этого упал с кровати и ударился головой. Несколько позднее родители стали замечать, что Олег чрезмерно подвижен, ничем не может заниматься долго. Старший сын играл спокойно, был усидчивым, а младший постоянно огорчал родителей. Непрерывно ему делали замечания:

«Сиди спокойно... Не трогай... Отойди, ты плохо играешь, мешаешь брату». Особенно трудно было с Олегом вечером, когда дома собиралась вся семья; он бегал от одного к другому, много говорил, гримасничал, жестикулировал, залезал на стулья, прыгал по кровати, стараясь привлечь к себе внимание. В трамвае Олег не мог усидеть на месте, громко говорил, и нередко кто-нибудь из пассажиров бросал реплику: «Какой невоспитанный ребенок». А мать, огорчаясь, тут же шлепала мальчика. Когда Олег стал старше, он сопротивлялся, если его удерживали на месте или наказывали «за дурное поведение» (вырывался, убегал, падал на пол).

У этого ребенка двигательное беспокойство появилось после перенесенного инфекционного заболевания и ушиба головы. Но тому, что оно закреплялось, содействовало неправильное воспитание, постоянные запреты, замечания, упреки. Все это обижало мальчика, вызывало у него недовольство окружающим, протест против взрослых, когда они применяли насилие.

Родители, замечая излишнее беспокойство ребенка, не должны постоянно делать ему замечания. Как уже говорилось, процесс торможения у такого ребенка ослаблен, и он не в состоянии подавить свою излишнюю подвижность. Поэтому родителям надо направить ее на полезные занятия, давать ребенку посильные поручения по дому, занять его играми, связанными с движением (катать машину, складывать кубики и др.). Следует разрешать ребенку свободно побегать во дворе, не беспокоясь о том, что он испачкает одежду.

Для укрепления нервной системы ребенка необходимо следить за тем, чтобы он соблюдал режим дня (чтобы правильно чередовались часы занятий и отдыха). Для него вредны частые посещения гостей, длительное пребывание на праздниках. Конечно, не следует совсем лишать ребенка этих удовольствий, но развлечения должны быть умеренными, Вечером, когда вся семья собирается дома, а ребенок устает и двигательное беспокойство его усиливается, надо стремиться его успокоить, пойти погулять с ребенком. Попытки же развлечь или наказать его лишь усилят беспокойство.

Постоянные запреты, замечания, наказания приводят к тому, что у некоторых детей возникает реакция протеста против взрослых; они все делают наперекор, кричат, падают на пол, топают ногами, пытаются драться, возражают против предложения взрослых одеться, умыться,, идти на прогулку, на все отвечают: «не хочу, не буду»,

Такая реакция может возникнуть и не только у двигательно-расторможенных детей. В возрасте 3 — 4 лет у ребенка появляется стремление к самостоятельности, он все хочет делать сам: одеваться, есть, играть. А многие родители, боясь, что ребенок уронит стакан, обожжется или неправильно оденется, не дают ему ничего делать самостоятельно. Это и приводит к тому, что ребенок начинает протестовать против всех требований и предложений взрослого.

Пете 4 года, он очень упрям, плаксив, капризен, все делает «наоборот». Если ему что-нибудь не нравится, он падает на пол, стучит ногами, кричит. Так он ведет себя дома, а в детском саду Петя спокойный, дисциплинированный, любит играть с детьми, выполняет все поручения воспитательницы. В семье ребенок все время слышит «нельзя», «не трогай». Родители стараются постоянно руководить его играми и занятиями. А ведь такое ограничение самостоятельности ребенка и вызывает реакцию протеста.

Следует отметить, что подобное воспитание может вызвать протест, изменения поведения и у детей постарше.

Соня в 11 лет стала очень раздражительной, особенно вдето она кричит на бабушку, которая ее воспитывает.

Причина такого поведения вполне понятна. Соня перешла уже в 5-й класс, где до сих пор водят в школу за руку, ни на минуту не оставляют без опеки. Бабушка постоянно следит за девочкой, часто делает ей замечания. Если Соня приглашает домой подруг, играет с ними, ее поучают: «не трать попусту время». Это тяготит девочку, раздражает, и она выражает свой протест тем, что грубит, старшим, старается сделать им «назло».

А у Саши протест против взрослых выразился в отказе читать книги вслух в классе и дома. Мать Саши всегда требовала, чтобы сын слепо подчинялся ей, многое ему запрещала, но не объясняла причин запрета. Так, однажды ребенок просил при поездке в город разрешить взять с собой игрушку. Мать, не объяснив ребенку, почему она это делает, выбросила игрушку из сумки. В другой раз, когда Саша поссорился с мальчиком и ударил его, мать повернулась и ушла от маленького еще ребенка, вызвав этим длительный крик и слезы.

Реакция ребенка на неправильное, слишком крутое обращение матери — протест. Когда мальчик был дошкольником, он падал на пол, громко кричал, если его желания не выполнялись. Саша рос нервным, у него бывали тики (подергивания мышц лица, частое моргание). Мальчик был рассеянным, быстро утомлялся. В 9 лет Саша стал отказываться читать вслух в классе и дома. Произошло это после того, как мать в присутствии одноклассницы сказала Саше, что он читает хуже своей подруги. Мальчик обиделся, заплакал, бросил в сторону книгу, и с тех пор в течение нескольких недель его нельзя было заставить взять книгу в руки.

Так, чрезмерная (и необоснованная) требовательность, сделанные в резкой форме замечания, задевающие самолюбие ребенка, могут повести к нарушению поведения.

У некоторых детей старшего возраста недовольство требованиями окружающих, несправедливые замечания могут вызвать не только обиду, раздражительность, но и другую реакцию — уход из школы или из дома. Свой уход они мотивируют так; «чтобы наказать родителей», «пусть побеспокоится и поплачет мама». Ребенок уходит из дома, прячется от родителей на чердаке или в подъезде, бродит несколько часов по улице. Одновременно он отказывается от еды по тем же мотивам; «не буду есть, умру, вот тогда они меня пожалеют». Об одном таком случае мы расскажем.

Света в возрасте 11 лет ушла из дома и взяла с собой младшую сестру. Они целый день бродили по улицам, были в зоопарке и вернулись домой только ночью. Родители искали их всюду, волновались. Выяснилось, что Света решила «наказать мать», которая запретила ей вместо поездки в лагерь пойти в поход со старшими товарищами, Девочка заранее обдумала план ухода, откладывала деньги, которые ей давали на завтраки, уговорила младшую сестру уйти с ней.

По словам матери, Света самолюбива и обидчива. Она часто и раньше реагировала протестом на те или иные запреты родителей. Например, чтобы «наказать родителей», отказывалась от еды. Света хорошо учится, всегда стремится командовать своими сверстниками в коллективе. Родители проявляют к девочке чрезмерное внимание, выполняют все ее желания. Когда Свете в чем-то отказывают, она добивается желаемого протестом против родителей, считая, что таким образом она заставит изменить их решение, вынудит родителей сделать так, как ей хочется.

В этом случае ошибки воспитания совершенно очевидны. С раннего возраста девочке все разрешалось, и она не научилась подчинять свои желания необходимому в данный момент требованию. К сожалению, такие ошибки встречаются очень часто. Родители все разрешают маленькому ребенку: «Пусть радуется, пока он маленький, пусть все имеет, раз есть такая возможность, столкнется с трудностями, когда вырастет». Однако родители забывают, что приучить ребенка сдерживать себя, тормозить свои желания можно только при длительной «тренировке», то есть с раннего возраста.

Реакция протеста против взрослых у подростков проявляется иногда в стремлении нанести себе телесные повреждения, в угрозах покончить с собой. Эта тяжелая форма реакции протеста встречается редко, но относиться к. ней надо, конечно, серьезно. Обычно подросток хочет только «попугать» родителей, однако бывает и иначе.

Марина в 14 лет была самолюбивой, легко возбудимой, неуравновешенной. В школе она успевала по всем предметам, с большим трудом ей давалась только математика. Во второй четверти 7-го класса Марина переболела ангиной и гриппом, пропустила много уроков. В третьей четверти педагоги стали вызывать родителей в школу и предъявлять претензии: «Марина невнимательна, отвлекается во время занятий, в то время как ей надо особенно много работать, ведь она теперь стала не успевать по математике». Считая, что девочка ленится, родители бранили ее за каждую плохую отметку по математике. Марина пошла на обман. Для родителей она брала учебники и тетради и уходила из дома в школу, а на самом деле проводила целый день на улице. Когда обман был обнаружен и родители стали упрекать ее в этом, Марина начала отказываться от еды, обвиняла родителей и педагогов в плохом к ней отношении, нанесла себе телесные повреждения (сделала надрезы на руке). Свое поведение Марина объяснила тем, что «очень обиделась» на педагогов и родителей, хотела «позлить» родителей, «наказать» их.

В чем же дело? После перенесенных заболеваний у девочки понизилась работоспособность, она уставала во время занятий. Этим и объяснялась ее невнимательность на уроках. Она отстала, а из-за повышенной утомляемости не могла много заниматься. Это ее огорчало, и ей нужно было помочь, а не бранить.

 

 


читать далее

Содержание

Воспитание гигиенических навыков у детей
 - Воспитание гигиенических навыков
 - Выработка навыка соблюдения режима дня
 - Навыки личной гигиены
 - Питание и гигиенические навыки
 - Сон и гигиенические навыки
 - Учебные занятия дома и гигиенические навыки
 - Трудовые занятия дома и гигиенические навыки
 - Физкультура, спорт и гигиенические навыки
 Предупреждение детской нервности
 - Что такое нервность
 - Ошибки родителей
 Нервность и нарушения поведения
 - Причины изменения поведения ребенка
 Питание детей дошкольного и младшего школьного возраста
 - Нормальное развитие ребенка
 - Рацион ребенка
 - Режим питания
 - Особенности питания детей, посещающих детский сад и школу
 Заразные болезни у детей
 - Предупреждайте заразные болезни у детей
 - Что такое заразные болезни
 - Инфекционные заболевания можно предупредить
 - Что необходимо знать родителям о профилактических прививках?
 - Дифтерия уже не страшна
 - Скарлатина перестает быть опасной
 - От кори ребенка нужно и можно уберечь
 - Чем опасен коклюш
 - Грипп и острые катары дыхательных путей – распространение заболевания
 - Инфекционным гепатитом болеют не только взрослые
 - Полиомиелит уходит в прошлое
 - Свинка (эпидемический паротит)
 - Краснуха
 - Ветряная оспа
 Хронический тонзиллит у детей
 - Что такое ангина
 - Причины хронического тонзиллита
 - Основные признаки заболевания
 - Лечение хронического тонзиллита
 - Предупреждение заболевания
 Оберегайте детей от несчастных случаев
 - Неосторожность старших
 - Предметы быта и несчастные случаи
 - Детские шалости и опасные игры
 

Магазин косметики Kisa продает только оригинальную косметику.