Na-svet.ru

Мать и Дитя

Разделы

Заочные лекции для матерей
 Кесарево сечение
 Азбука семейной жизни
 Как любить ребенка//Януш Корчак
 Происхождение детских неврозов и психотерапия//А.И.Захаров
 Мы и наши дети (Б. и Н. Никитины)
 Резервы здоровья наших детей (Б. и Л. Никитины)
 Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях
 Пренатальная психология
 Полезная информация
 Государственность и семья
 Семейный кодекс РФ
 Комментарий к Семейному кодексу РФ
 

Заочные лекции для матерей

Что такое нервность

К нам, детским психоневрологам, пришло несколько писем.

Вот письмо Нади, переданное нам из радиокомитета. Надя пишет: «Дорогая редакция! Посоветуйте, как быть. Мне очень хочется быть сильной, решительной, ничего не бояться, а у меня ничего не получается. Мне уже исполнилось 12 лет, а я боюсь оставаться одна в комнате. Очень волнуюсь, если родители где-нибудь задерживаются. Особенно трудно мне в школе. Я очень волнуюсь перед уроком, боюсь, что меня спросят и я не смогу правильно ответить. Я очень много занимаюсь дома, несколько раз повторяю уроки, даже гулять совсем не хожу. И все же, когда вызывает учитель, меня охватывает страх, потеют руки, дрожат колени и я все забываю. Почему я такая боязливая? Что мне нужно сделать, чтобы не быть такой?»

А вот еще одно письмо. Мать очень взволнована состоянием сына: «...Витя у нас единственный сын. Мы с мужем ни в чем ему не отказываем. Хотим, чтобы он вырос хорошим человеком, трудолюбивым, уважительным к людям, спокойным. А Витя растет упрямым, всегда любит настоять на своем, плохо ладит с детьми, стремится командовать ими, не уступает им ни в чем, и за это ребята его не любят. Еще до школы мы замечали, что он очень самолюбивый. Если у него что-то не получается или его кто-нибудь из ребят заденет, он бросает игру и уходит домой. И в школе на него жалуются. Он несдержан, груб с учителями, ссорится с детьми. Любое замечание вызывает у него вспышку раздражения: Витя расстраивается, плачет, бросает книжки, уходит из школы, пропускает уроки. Да и дома с каждым годом он становится все труднее. Очень нетерпелив, когда ему сделаешь замечание — ответит грубостью или хлопнет дверью и убежит без пальто на улицу.

Витя не считается с семьей, заботится только о себе. Требует купить все, что ему захочется, Шумит, слушает музыку, когда отцу надо отдохнуть. Мы с ним говорили много раз, а теперь муж стал его наказывать. Но он становится все хуже: ни о чем не рассказывает, раздражается, грубит, а иногда уходит из дома и весь день где-то пропадает. Витя и учиться стал хуже. Может быть, он нервный у нас? Витя и спит плохо, вскрикивает во сне, и аппетит у него плохой. Прошу Вас, напишите, что мне делать?»

Нам понятны волнения Нади и беспокойство Витиной мамы. Боязливость, нерешительность Нади — это проявления детской нервности. У Вити тоже есть признаки нервности; он повышенно возбудим, обидчив и раздражителен, неуравновешен, плохо спит. Характер Вити становится трудным для окружающих. И Надя, и Витя нуждаются в помощи врача. Иначе проявления нервности и изменения характера останутся на всю жизнь.

Это состояние можно было и предупредить, если правильно воспитывать ребенка с раннего возраста. К сожалению, многие родители не отдают себе отчета в том, что они сами иногда повинны в нервности ребенка, в неправильном формировании его характера. Они не замечают ошибок в воспитании, не обращают внимания на первые, мало выраженные проявления нервности, поздно обращаются к врачу.

Давайте же поговорим о том, что такое детская нервность, какие признаки указывают на ее появление? Что вызывает нервность детей? Какую роль играют ошибки воспитания в ее возникновении? Все родители стремятся воспитать ребенка здоровым, работоспособным, смелым, решительным, хорошим товарищем, умеющим жить в коллективе, спокойным, жизнерадостным.

Что же такое детская нервность? Одни родители приходят к врачу, чрезмерно обеспокоенные нервностью ребенка, считают, что у него тяжелое, почти непоправимое заболевание, и в связи с этим обращают внимание на малейшие жалобы ребенка. Другие, замечая проявления нервности, расценивают их как избалованность, а не болезненное состояние, и своим неправильным отношением к ребенку лишь ухудшают его состояние. Третьи оправдывают неудачу в воспитании тем, что ребенок «по природе нервный»,

Детская нервность — временное болезненное состояние, временное нарушение высшей нервной деятельности. Характеризуется это состояние прежде всего повышенной возбудимостью нервной системы и повышенной утомляемостью. Этим и определяются особенности состояния ребенка. Нервные дети очень возбудимы, капризны, плаксивы. Они очень обидчивы, поэтому у них часто возникают конфликты с товарищами и взрослыми. Вспышки раздражения часто заканчиваются слезами.

Эти дети плохо переносят резкие звуки и запахи, температурные колебания (очень зябнут на улице зимой, в помещении им быстро становится жарко).

Работоспособность нервных детей неравномерная. Они быстро утомляются, делаются вялыми или раздражительными, плаксивыми. Несмотря на хорошее умственное развитие, нередко плохо учатся в школе из-за рассеянности, неумения сосредоточиться, из-за неусидчивости, неорганизованности. При неудачах в работе интерес к ней быстро пропадает, ребенок бросает работу, иногда при этом раздражается и плачет.

У ребенка дошкольного возраста в результате утомления часто возникает не вялость, а двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулирует и гримасничает, берет все игрушки подряд и тут же их отбрасывает, много и возбужденно говорит.

Поведение у нервных детей бывает различным. Одни дети пассивные, вялые, нерешительные, боязливые, с трудом привыкают к новой обстановке. Другие — повышенно возбудимы, беспокойны, склонны к вспышкам раздражительности, упрямы, непослушны, грубы. Переживания у этих детей проявляются не столько в плохом настроении, сколько в нарушениях поведения, в двигательном беспокойстве и грубых шалостях.

У нервного ребенка легко меняется настроение. Он то чрезмерно весел и шумен, то становится подавленным, грустным, хмурым. У некоторых детей пониженное настроение сопровождается боязливостью, пугливостью. Для нервного ребенка особенно характерны различные страхи и опасения, повышенная впечатлительность, пугливость; он боится темноты, одиночества, вида крови. Некоторым детям свойственно излишнее беспокойство за свое здоровье или здоровье своих близких; они боятся заболеть, высказывают опасения за жизнь родителей, если те чем-то заболевают.

У нервных детей часто расстроен сон: они плохо засыпают, спят беспокойно, со страшными сновидениями, нередко из-за этого просыпаются с плачем и криком. Такой сон, разумеется, не приносит отдыха нервной системе; утром ребенок встает вялым и капризным.

У некоторых детей можно наблюдать ненужные, часто повторяющиеся движения рукой, подергивания головой или плечами. Эти движения, ставшие привычкой, врачи называют тиком.

У многих нервных детей возникают также различные нарушения в деятельности внутренних органов. У детей младшего возраста чаще всего расстраивается работа кишечника (запор или понос), появляются срыгивания, привычная рвота, ухудшается аппетит. Нередко наблюдается ночное, а иногда и дневное недержание мочи. Дети старшего возраста жалуются на боли в области сердца, сердцебиение.

С чем же связана нервность?

Приспособление человека к окружающей среде, его поведение, формирование характера связаны с деятельностью коры головного мозга (высшей нервной деятельности).

Она осуществляется с помощью двух нервных процессов: возбуждения и торможения. Процесс возбуждения побуждает организм к деятельности, заставляет его работать; процесс торможения при необходимости задерживает тот или иной вид деятельности и выключает процесс возбуждения в нервных клетках, обеспечивая этим их отдых. В согласованной работе органов и организма в целом участвуют оба процесса — и возбуждение, и торможение. Для правильного функционирования нервной системы необходимо, чтобы оба процесса были достаточно сильными.

Исследования, проведенные физиологами, академиком И. П. Павловым и его учениками, показали, что нервность возникает из-за ослабления основных нервных процессов — возбудительного и тормозного.

Это отмечается под влиянием вредных внешних факторов, после перенесенных заболеваний, тяжелых переживаний. При слабом процессе возбуждения возникает повышенная утомляемость, так как работоспособность ослабленных нервных клеток очень низка. Слабость процесса торможения часто становится причиной повышенной раздражительности, несдержанности.

У детей в первую очередь ослабляется процесс торможения, так как у ребенка он формируется постепенно и является еще непрочным. Это ослабление проявляется двигательным беспокойством, суетливостью, повышенной раздражительностью, несдержанностью. Но так как возбудительный процесс у детей также ослаблен, двигательная расторможенность, раздражительность сменяется у них истощением нервных клеток — возникает состояние утомления.

Вредными внешними факторами, ослабляющими нервную систему ребенка, являются инфекционные заболевания (такие, как корь, скарлатина, свинка, коклюш и др.), длительные и хронические заболевания (например, хроническая дизентерия, ревматизм, частые ангины), травмы головы. На периной системе отражаются и длительно травмирующие психику ребенка переживания: нездоровые взаимоотношения в семье, длительная болезнь близких, отставание в школьных занятиях и т. п.

Очень часто причиной, вызывающей нервность, являются различные ошибки воспитания.

Признаки нервности у детей не всегда выражены резко, иногда это лишь отдельные проявления, и родители не сразу обращают на них внимание.

Приведем пример.

Родители Славы никогда не обращались к врачу по поводу нервности сына, они считали его вполне здоровым. Их беспокоило только, что Слава недостаточно хорошо успевает в школе, делает много ошибок в диктантах, хотя и учит грамматические правила, по некоторым предметам часто получает тройки, а иногда и двойки. Однако педагоги считают, что мальчик способный и мог бы заниматься Хорошо. Родители стыдили Славу за плохие отметки, иногда наказывали, рассчитывая, что он «исправится», но эти воспитательные меры не помогали: отметки у Славы становились не лучше, а, наоборот, за последние полгода хуже. По совету педагога мать обратилась к врачу.

— Расскажите подробнее о семье, характере мальчика, о его заболеваниях,— попросил врач. — Постарайтесь вспомнить особенности его поведения.

— До 8 — 9 лет Слава много болел, — рассказала мать. — ,0н был всегда очень впечатлительным, обидчивым, боязливым, долго не мог заснуть, особенно если наслушается перед сном рассказов. С поступлением в школу сын стал жаловаться иногда на головные боли, а педагоги говорят, что он плохо слушает объяснения, отвлекается, смотрит по сторонам, занимается посторонними делами. За последние полгода Слава стал особенно обидчивым и плаксивым, вспыльчивым и упрямым. Он плохо спит, часто просыпается с криком и плачем, просит меня посидеть около него, потому что ему страшно, А ведь мальчику почти 12 лет.

В семье у нас все благополучно. Я не работаю, слежу за детьми. Отец мастер на заводе, он внимателен к сыну, проверяет его дневник, следит за учебой. Правда, он очень вспыльчив, чуть что — наказывает ребят, да и со мной частенько ссорится.

— А за последние полгода у вас в семье ничего не изменилось? — спросил врач.

— Только то, что вместе с нами родственники жили, но они к Славе хорошо относились. Правда, их дети все время со Славой ссорились, дразнили его, пугали страшными рассказами. Но это же между детьми часто бывает.

Врач объяснил матери, что у Славы нервность, болезненное состояние. Ему рекомендуется лечение в специальном санатории. В санаторных условиях мальчик быстро окрепнет, у него наладится сон, он станет спокойным, уравновешенным. После этого у Славы улучшится работоспособность и успеваемость.

По каким же признакам врач определил, что Слава нездоров, что у него нарушения деятельности нервной системы? У Славы это состояние выразилось в повышенной впечатлительности, боязливости, нарушениях сна. Он быстро утомляется и поэтому ему трудно быть внимательным и сосредоточенным. Это и стало причиной плохой успеваемости мальчика, хотя умственно он хорошо развит. Первые проявления нервности были у него и в дошкольном возрасте, но родители не обратили на них внимания. В этом возрасте нервность Славы была вызвана частыми заболеваниями, но это не единственная, причина; обстановка в семье, отношение родителей к мальчику лишь усиливали его болезненное состояние. Мальчик рос боязливым, впечатлительным, а отец был груб и резок с ним и с матерью, нередко наказывал сына. Слава из-за этого находился в состоянии постоянного нервного напряжения. Мальчик устает во время занятий, не может быть внимательным, а его считают ленивым, бранят, не помогают, только упрекают и наказывают. Не удивительно и то, что за последние полгода состояние мальчика значительно ухудшилось: к огорчениям из-за неудач в школе, к постоянному страху перед родителями добавились и другие переживания — его дразнят, пугают дети родственников.

Если бы родители Славы показали его врачу еще при первых проявлениях нервности в дошкольном возрасте, то узнали бы как ему помочь.

Прежде всего необходимо было создать спокойную обстановку дома (дети не должны быть свидетелями семейных раздоров!), строго следить за выполнением режима дня (чередование часов занятий и отдыха), посоветоваться с врачом о лечении, укрепляющем нервную систему.

 

 


читать далее

Содержание

Воспитание гигиенических навыков у детей
 - Воспитание гигиенических навыков
 - Выработка навыка соблюдения режима дня
 - Навыки личной гигиены
 - Питание и гигиенические навыки
 - Сон и гигиенические навыки
 - Учебные занятия дома и гигиенические навыки
 - Трудовые занятия дома и гигиенические навыки
 - Физкультура, спорт и гигиенические навыки
 Предупреждение детской нервности
 Что такое нервность
 - Ошибки родителей
 - Нервность и нарушения поведения
 - Причины изменения поведения ребенка
 Питание детей дошкольного и младшего школьного возраста
 - Нормальное развитие ребенка
 - Рацион ребенка
 - Режим питания
 - Особенности питания детей, посещающих детский сад и школу
 Заразные болезни у детей
 - Предупреждайте заразные болезни у детей
 - Что такое заразные болезни
 - Инфекционные заболевания можно предупредить
 - Что необходимо знать родителям о профилактических прививках?
 - Дифтерия уже не страшна
 - Скарлатина перестает быть опасной
 - От кори ребенка нужно и можно уберечь
 - Чем опасен коклюш
 - Грипп и острые катары дыхательных путей – распространение заболевания
 - Инфекционным гепатитом болеют не только взрослые
 - Полиомиелит уходит в прошлое
 - Свинка (эпидемический паротит)
 - Краснуха
 - Ветряная оспа
 Хронический тонзиллит у детей
 - Что такое ангина
 - Причины хронического тонзиллита
 - Основные признаки заболевания
 - Лечение хронического тонзиллита
 - Предупреждение заболевания
 Оберегайте детей от несчастных случаев
 - Неосторожность старших
 - Предметы быта и несчастные случаи
 - Детские шалости и опасные игры