Na-svet.ru

Мать и Дитя

Разделы

Заочные лекции для матерей
 Кесарево сечение
 Азбука семейной жизни
 Как любить ребенка//Януш Корчак
 Происхождение детских неврозов и психотерапия//А.И.Захаров
 Мы и наши дети (Б. и Н. Никитины)
 Резервы здоровья наших детей (Б. и Л. Никитины)
 Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях
 Пренатальная психология
 Полезная информация
 Государственность и семья
 Семейный кодекс РФ
 Комментарий к Семейному кодексу РФ
 


11
1
2

Заочные лекции для матерей

Детские шалости и опасные игры

Нередко несчастные случаи с детьми происходят из-за детских шалостей и опасных игр.

Почти в каждой комнате имеется розетка для включения вилки электрического провода. Сейчас во многих новых домах розетки устроены таким образом, что электрический ток пойдет только после того, как вставленная в нее вилка будет повернута на 90 градусов.

Многие могут спросить: «А зачем надо так усложнять включение электроприбора? Чем были плохи старые розетки?» Дело в том, что нередки случаи, когда дети вставляют в отверстие розеток какие-нибудь предметы, в том числе и металлические. В последнем случае ребенок может оказаться под действием электрического тока. Именно это произошло и с пятилетним Андреем, После того как монтер, закончив чинить розетку, вышел из комнаты, а бабушка пошла его проводить до двери, Андрей, взяв с туалетного стола матери металлическую шпильку, всунул ее в отверстие розетки. Ток прошел через мальчика, причинил ему резкую боль, а также вызвал ожог правой руки.

В новых домах, где устанавливается новый тип розетки, подобных несчастных случаев будет гораздо меньше. Ведь прекратились же уличные травмы от падения с подножек движущихся трамваев, автобусов и троллейбусов или при спрыгивании с них на ходу после того, как были устроены автоматически закрывающиеся двери. В домах, где нет еще розеток с повертывающимися вилками, следует устанавливать розетки на высоте, недоступной маленьким детям.

Грозит бедой и такая шалость. Этот рассказ рекомендуется прочитать детям.

Коля пришел к началу второго урока с забинтованной правой рукой. Его ввела в класс мать. Подойдя к стоящей за столом учительнице Анне Ивановне, она что-то тихо ей сказала. Учительница вначале огорченно покачала головой, потом что-то ответила. Уже в дверях Колина мама сказала: «Так я, Анна Ивановна, не задержусь, только до работы доеду, попрошу разрешения уйти и быстро вернусь в школу до того, как вы уйдете на экскурсию».

В этот день Колин класс должен был вместо третьего и четвертого уроков пойти в зоологический сад. «Ну, садись, герой, — сказала ему Анна Ивановна, — писать тебе, конечно, нельзя, но внимательно слушать и смотреть в книгу и на доску ты можешь». Ребята сгорали от любопытства. Все было загадочно: и отчего Коля опоздал в школу, и почему он пришел с забинтованной рукой, и о чем говорила Колина мама с Анной Ивановной, и почему ока назвала его героем, а также зачем Колиной маме надо было успеть в школу к тому времени, когда они пойдут в зоологический сад. Впрочем, ответить на последний вопрос было самым легким. Колина мать была членом родительского комитета, и, вероятно, Анна Ивановна просила ее помочь ей повести ребят на экскурсию.

Пока учительница смотрела в журнал, ребята шепотом переговаривались. Соседка Коли по парте — Галя — тихо спросила его: «Ты что, упал, ушибся, порезался?» Но он сердито буркнул в ответ: «Отстань!» — и уставился в книгу. Мальчик, сидящий за партой впереди Коли, обернулся к Гале и насмешливо прошептал: «Упал... ушибся... разбился! Это вы, девчонки, все падаете и ревете при этом, а он герой. Разве ты не слышала, как сказала это Анна Ивановна?» Фантазия у ребят разыгрывалась. Может, он защищал маленького, которого обижал большой, а тот его ударил? А может, у него вся рука обгорела, когда он помогал спасать людей на пожаре? А вдруг он давал свою кровь, чтобы спасти больного?

«Тише, тише, — сказала Анна Ивановна, — начинаем урок. Чтобы я больше не слышала ни одного слова. Кто будет разговаривать, тот не пойдет в зоологический сад». Дети утихли. И вот, наконец, затрещал долгожданный звонок. Ребята шумно выскакивали из-за парт, собираясь обо всем расспросить Колю. «Тихо, ребята, складывайте быстро свои учебники и тетради и спокойно спускайтесь вниз к гардеробу, — распорядилась Анна Ивановна. — Одевайтесь и ждите меня там, а ты, Коля, в зоологический сад не пойдешь. Сиди в классе и жди маму, она скоро придет за тобой». «Анна Ивановна, а ведь у меня только рука... болит, а не ноги, я могу тоже в зоологический сад пойти», — не совсем уверенно промолвил Коля. «Нет, — ответила Анна Ивановна, — таким, как ты, в зоологическом саду делать нечего, звери таких не любят». Ребята с удивлением смотрели то на Колю, то на учительницу. «Почему Коле нельзя идти с нами в зоологический сад?» — спросила одна из девочек. «Откуда вы, Анна Ивановна, знаете, что таких, как Коля, звери не любят?» — удивилась другая. «Вы ведь говорили, что он герой», — сказал мальчик, сидевший впереди Коли. «Как же, герой, — насмешливо промолвила Анна Ивановна, — В собаку камнями бросал, а потом еще палкой ее дразнить стал. Вот он за такое геройство и поплатился — она укусила ему руку, сам заслужил. Теперь пусть покажет себя героем, когда ему уколы против бешенства будут делать. Собака, может быть, и здоровая, но она не имеет хозяина, значит бродячая, а такие нередко бешенством болеют. Вот уколы и придется делать, здесь нельзя рисковать». Теперь ребята поняли, почему Анна Ивановна сказала, что таких, как Коля, звери не любят. Да и за что его любить, если он их мучает.

А вот другая шалость. Зима была мягкая. Все утро крупными хлопьями падал снег. День выдался солнечный, но снег на бульваре еще не растаял, а лежал между деревьями пушистым белым ковром. Даже на протоптанных дорожках он еще приятно поскрипывал под ногами. На бульваре в тот час было довольно пустынно. Девочка лет пяти и мальчик немного постарше чинно шагали по аллее, везя за собой саночки. Сзади них тихо шла низкого роста старушка в очках. Неожиданно из-за скамейки раздался приглушенный смех и в девочку полетели снежки. Они ударялись ей в ноги, попадали в меховые ботинки, расплющивались на шубе, падали на шапку. Девочка вначале испуганно озиралась, а потом с плачем бросилась искать защиты у бабушки. Старушка разволновалась: «Ах вы, озорники такие, перестаньте сейчас же! Думаете, управы на вас нет! Вот я позову милиционера и он вас заберет», — сердито говорила она, смахивая с девочки снег. Но атака продолжалась: снежки летели теперь не только в девочку, но и в старушку. Вдруг один снежок ударил ее по очкам, залепив ей глаза. Старушка охнула и, сняв очки, начала вытирать лицо. Тогда внук бросился на защиту бабушки и сестры. Он отбежал в сторону и под прикрытием дерева, вокруг которого лежал снег, начал бросать снежки в двух мальчиков постарше его. Борьба была неравной. «Противников» было вдвое больше, да и снежные комья были заготовлены ими заранее. Пока Юра успевал бросить в неприятеля один — два кома снега, в него летели снежки за снежками. «Да прекратите же вы, ребята, — волновалась старушка, — хоть ты, Юра, перестань, иди сюда». Но он уже вошел в азарт. Нагнувшись за очередной порцией снега, он вдруг увидел неподалеку от дерева блестевший на солнце небольшой кусок льда. Он схватил его и с силой бросил в близко подошедшего к нему одного из мальчиков. Тот вскрикнул и выпустил из рук зажатые в кулаках комья снега. К удивлению Юра заметил, что снег у ног этого мальчика стал быстро краснеть. Он поднял глаза и увидел, что по лицу мальчика от лба к носу течет струйка крови и капает с носа в снег. К ним уже подбегало несколько прохожих, привлеченных криком раненого мальчика. Так грустно окончилась эта опасная шалость.

Игра в снежки нередко приводит к печальному концу, так как в любом снежном коме может оказаться кусочек льда или камешек. И, конечно, если такой «снежок» попадет в лицо, то он может вызвать ранение. Если ребята хотят поиграть в снежки, подскажите им выбрать для этого какую-нибудь цель, будь то снежная глыба, деревянный забор или просто доска, в которую они будут бросать снежные комья.

Иногда на опасную игру наталкивают детей сами взрослые.

Из раскрытых настежь дверей Кинотеатра повторного фильма непрерывным потоком выходили люди. Кончился сеанс. Среди выходящих было много детей, особенно мальчиков. По их оживленным лицам и возбужденным голосам было ясно, что фильм им понравился. До меня долетели отдельные реплики детей: «Здорово он один с ними сражался — раз и готов!» — раздался звенящий мальчишеский голос. «Да, ловкость рук и никакого мошенства»,— ответил важно другой, явно постарше. «Ну да, скажешь тоже, ловкость. Тренировка — вот что важно», — подал реплику третий. «А мы и без тренировки попробуем, кто кого, ладно, ребята?» Это сказал небольшой плотный мальчик лет девяти с задорно искрящимися большими карими глазами и со смешно торчащим чубчиком светлых волос. Он обращался к идущим с ним рядом, по-видимому, одноклассникам, Я посмотрел на висевшую афишу «Три мушкетера» — фильм неплохой, но мне стало как-то не по себе. Я вспомнил то время, когда этот фильм шел на всех экранах и те несчастные случаи, которые произошли со многими смотревшими его детьми. Начали фехтовать почти все мальчики: фехтовали во дворе, на улице, в школе, фехтовали палками, линейками, железными прутьями. Результаты этого мы, врачи, видели в детских хирургических отделениях и в глазных больницах. Ведь и линейка, и заостренная палка могут причинить тяжелые ранения. Я подумал, что опять этот фильм даст не одну жертву. И действительно, уже на следующий день во время обхода в больнице я увидел знакомое лицо мальчика с большими карими, но уже грустными глазами, с забинтованным лбом. Мне стало ясно — он фехтовал «без тренировки». «Рваная рана лба», — прочел я в истории болезни. Это еще полбеды, подумал я, хорошо, что глаза уцелели. «Он фехтовал железными прутьями», — объяснил мне его сосед по койке.

Иногда игра сама по себе не опасна, но она становится таковой, так как место, которое дети выбрали для игры» может явиться причиной несчастья.

Играть с мячом очень увлекательно и полезно, особенно на воздухе. А вот бросать мяч в комнате может стать даже опасным. У Аси был насморк, и мама не разрешила ей идти гулять. Ася взяла маленький мячик и пошла играть с ним в коридор. Стук мяча, ударявшегося о стену и пол, мешал, соседу читать. «Ты бы пошла лучше играть во двор», — предложил он девочке. «Мне нельзя, — у меня насморк»,— объяснила она. «Ну тогда иди играть к себе в комнату», — сказал сосед, захлопнув за собой дверь. Было скучно, и Ася решила последовать совету соседа, хотя мама не разрешала ей играть с мячом в комнате. Мама была на кухне, а Асе так хотелось хоть немного поиграть в мяч. Выбрав стену, она начала бросать в нее мяч и ловить его. Вдруг он ударился ниже, чем рассчитывала Ася, и, отскочив, попал не к ней в руки, а в стоящую на серванте большую стеклянную вазу. Ваза стала падать, Ася подбежала, чтобы поддержать ее, но не успела — ваза разбилась, ударив девочку по голове и сильно поранив ее. Хирургу пришлось наложить ей несколько швов.

А вот что однажды произошло.

Был теплый весенний день. Двор гудел от детских голосов. Расчертив мелом асфальт, девочки беспрерывно прыгали. Двое мальчиков с шумом катались на трехколесных велосипедах, а у забора группа школьников о чем-то громко спорила. Вдруг на стене дома, по асфальту, где играли девочки, а затем и по лицу одной из них запрыгал солнечный зайчик. Девочка вскрикнула, зажмурилась и закрыла лицо руками, а солнечный зайчик прыгнул ей на руку и исчез. «Солнечный зайчик, солнечный зайчик, кто это пускает его?» — закричала одна девочка. Ребята начали осматривать друг друга. Женя держал правую руку в кармане брюк и хитро улыбался, «Женя, ты?» — догадался один из мальчиков, показывая на его руку, спрятанную в кармане. «Почему я?» — спросил Женя и вынул руку из кармана. — «Ну, покажи, покажи зеркальце», — просил мальчик, уже намереваясь сам залезть к нему в карман. Женя увернулся. Быстро и незаметно вынул он зеркало правой рукой из кармана и переложил его в левую руку. Вновь на стене дома мелькнул два раза солнечный зайчик и скрылся. «Женя, дай же и нам пустить зайчика», — стали приставать к нему ребята. Но Женя бросился от них наутек. Они побежали за ним, но он ловко вскарабкался по стене высокого сарая на его покатую крышу. Здесь он почувствовал себя в полной безопасности. Он знал, что остальные ребята не рискнут лезть за ним так высоко. Женя уселся на крыше, прислонившись к стене примыкавшего к ней дома, и, упершись ногами в выступающие стыки железных листов, продолжал пускать солнечных зайчиков. Солнечный блеск то вспыхивал на окне дома, то гас и опять загорался на другом окне. Круглое зеркальце в руках Жени послушно отражало солнечные лучи. Мальчиков не было больше слышно. Наверное, они ушли, подумал он. А в это время четверо мальчишек, достав где-то деревянную лестницу, тихо приставили ее к стене сарая и молча, один за другим, за спиной Жени поднялись на крышу. Уже наверху они со смехом и с криком «попался» бросились на него. Двое схватили его за руки, третий за ногу, а четвертый собрался отобрать зеркало. Когда Женя, стараясь вырваться, высоко поднял левую ногу, чтобы оттолкнуть вцепившегося в него мальчика, другая его нога потеряла упор и он покатился с крыши, увлекая за собой ребят. Только одному из них удалось как-то удержаться на крыше и на четвереньках доползти до лестницы. Когда он спускался вниз, то услышал у сарая шум голосов, крики, стоны и увидел толпу людей, собравшихся вокруг упавших с крыши мальчиков, «Надо вызвать скорую помощь», — крикнул чей-то голос. — «Уже пошли звонить», — ответил другой.

В неположенном месте опасно купаться. Вот что можно узнать об этом из письма, которое пришло в один из подмосковных пионерских лагерей. «Здравствуйте, ребята. Пишет вам ваш товарищ Сеня Журкин. Вы, наверное, уже знаете, что я чуть не утонул, а сейчас лежу в больнице, потому что у меня еще к тому же и голова поранена. Доктор посоветовал мне описать вам, как все это случилось, чтобы вы не повторили моей ошибки. Плаваю я и ныряю, как вы знаете, хорошо. Сами видели, когда мы все вместе с пионервожатым Никитой на речку ходили. Однажды я решил пойти на речку один, очень выкупаться захотелось: помните, какая на той неделе жара была. До нашего пляжа, как вы знаете, идти долго, мог и к обеду опоздать. Вот я и решил выкупаться в месте поближе к лагерю, там, где две березки у берега стоят. Неподалеку два парня загорали. Я только стал подходить к воде, а один из них мне кричит: „Ты не вздумай тут купаться, здесь глубоко". Я, конечно, решил им свое умение и храбрость показать., Раз глубоко, значит, нырять можно, — подумал я и прямо с берега вниз головой устремился в воду. А там коряга оказалась большущая. Я в нее лбом и врезался, прямо искры из глаз посыпались. Вынырнул я, а ничего не вижу. Стал глаза руками протирать, смотрю, а они все в крови., Говорили, что сознание потерял. Парни меня вытащили, первую помощь оказали и сюда в больницу доставили. Когда я еще в дороге пришел в себя, парень мне сказал; ,,Предупреждал я тебя, а ты не послушался, сам виноват.»

Разве не знаешь, что в незнакомом месте не только нырять, но и купаться нельзя; могут и ямы быть, и коряги, вот как там". Да, теперь-то я вижу, что он был прав. Так что вы, ребята, никогда не купайтесь, где не положено. Ну, всего вам хорошего. Жаль, что многих из вас я не увижу, пока здесь пролежу, вы по домам разъедетесь. Привет от меня всем, особенно вожатому Никите. Сеня Журкин».

Все эти случаи могут заставить людей подумать; ведь шаловливость свойственна детскому возрасту и трудно предугадать заранее, что взбредет ребенку на ум. Да и невозможно держать детей под стеклянным колпаком, водить их за ручку.

Это верно, но все же есть выход; организовывать досуг детей, делать его интересным. Создавать такие условия, при которых каждый ребенок мог бы заняться чем-нибудь по своему вкусу, не рискуя стать жертвой несчастного случая. Вот почему следует шире привлекать детей в дома пионеров, организовывать больше детских площадок не только в парках культуры и отдыха, но и во дворах жилых домов, озеленять их, устраивать игротеки на бульварах и в скверах.

Надо устраивать для детей интересные и безопасные игры. Разве менее весело кататься с горки, чем на перилах лестниц, или бросать снежки в цель, чем кидать их друг в друга. И зачем ребенку выезжать на самокате из ворот двора на тротуар, а оттуда на мостовую, если во дворе будет сделана специальная асфальтированная дорожка для этого. Очень увлекательной и полезной будет для ребят и игра в правила уличного движения.

Полезны и беседы с детьми в занимательной форме о правилах предотвращения несчастных случаев, Вот почему мы дали описание некоторых отдельных несчастных случаев в форме маленьких рассказов, которые можно прочитать детям или пересказать им.

Опыт больниц показывает, что и на детских площадках случаются травмы. Это происходит тогда, когда площадки плохо оборудованы или если за детьми нет достаточного надзора. В зимнее время нередки случаи падения детей со снежных горок, которые часто делают без боковых ограждений, без перил. Не всегда следят за тем, чтобы дети по одному поднимались на горку и соблюдали нужные промежутки времени, скатываясь с нее. Если эти правила дети не выполняют, то они могут столкнуть друг друга, толпясь на площадке горки, или ударить один другого, съезжая с нее все сразу. А в конечном счете отмечаются различные повреждения; ушибы, переломы костей, сотрясение мозга, ранения полозьями санок. Летом дети иногда падают во время хождения по бревну и при упражнениях на шведской лестнице. Это случается, когда взрослые не стоят рядом, не «страхуют» ребенка, пока он не научился еще сам держать равновесие или правильно спускаться с лестницы.

Нередко несчастные случаи происходят с детьми на качелях. Их необходимо по бокам ограждать, чтобы другие дети не могли близко подойти к качающимся. Нельзя допускать, чтобы ребята на качелях шалили, спрыгивали с них на ходу. Надо научить детей, сойдя с качелей, быстро отбегать в сторону, чтобы возвращающиеся назад качели не ударили их.

На детских площадках, где нет надзора, чаще возникают ссоры между детьми. Они начинают играть в опасные игры. Иногда малыш, играя в песочном ящике, сыплет сухой песок из высоко поднятого совка; этот песок может попасть в его глаза или в глаза другого ребенка. Взрослым нужно следить за тем, чтобы песок в ящике был не только чистым, но и увлажненным.

При домоуправлениях могут быть организованы группы пенсионеров, которые согласны дежурить на детских площадках. Среди пенсионеров есть и педагоги, и бывшие спортсмены, и бывшие военные, которые с успехом могут

Использовать свой педагогический и организаторский опыт для работы с детьми. Пребывание на чистом воздухе во дворе, (mp3 бесплатно), экскурсии с детьми за город будут полезны не только детям, но и самим пенсионерам. Конечно, и работающие родители должны и могут по очереди дежурить на детских площадках, хотя бы в воскресные дни.

В нашей стране всегда уделялось огромное внимание вопросам борьбы с детской безнадзорностью и с несчастными случаями среди детей. Значительное развертывание сети дошкольных и школьных учреждений с классами «продленного дня», мероприятия по благоустройству населенных пунктов, организационные и административные меры по регулированию уличного движения и т. п. несомненно, играют большую роль в предупреждении травматизма среди детей. Однако эта профилактическая работа может стать значительно эффективнее, если в ней примут участие широкие круги советской общественности и лица, работающие с детьми.

Чем меньше человек ориентируется в окружающей среде, чем меньше он приспособлен к преодолению препятствий в ней, тем больше он подвергается всевозможным травмам. Ориентировка и приспособление к окружающему приобретаются путем познания внешнего мира и выработки ряда полезных навыков, порой даже некоторого автоматизма ответных реакций.

Познавать окружающую среду ребенок начинает с момента рождения. Так, например, маленькие дети тянутся руками к источнику света, к огню, стремясь познать его не только зрением, но и осязанием. При этом они испытывают неприятные ощущения от прикосновения к горячим предметам и отдергивают руку. Таким образом, с малых лет дети познают опасность огня и ассоциируют его в своем сознании со светом.

По мере развития ребенок все шире знакомится с окружающим его миром и познает целый ряд предметов и явлений в окружающей среде, что ведет к- выработке у; него ряда защитных навыков. Отсюда понятно; что у детей, в силу того что за короткую свою жизнь они не успели приобрести достаточного опыта и навыков, значительно чаще, чем у взрослых, возникают конфликты с окружающей средой.

Необходимо еще учитывать и особую импульсивность детей, т, е. способность давать более непосредственные реакции на внешние воздействия. Увлеченные занимательной игрой, дети легко забывают усвоенные ими правила поведения и становятся жертвами своего увлечения. Так возникают, например, несчастные случаи с детьми, выбегающими за укатившимся мячом или обручем на улицу. Велика потребность детей в интенсивных движениях. 0тсюда их стремление к подвижным играм и быстрым передвижениям, к опасным шалостям (катание на перилах лестниц, цепляние за автомобилем, пользование самокатом по мостовой).

Не меньшее значение имеет очень распространенное среди детей стремление похвастать своей «храбростью», «мужеством», «героизмом», результатом чего является нередко нарушение правил поведения (игра на крыше сарая, ныряние в водоемы, где купание запрещено, и т. д.).

Любознательность детей также таит в себе опасность. Известна их любовь к «экспериментированию» с взрывчатыми или легко воспламеняющимися веществами; спичечной серой, порохом, карбидом кальция и т. д.

Все сказанное лишний раз подтверждает то, что в происхождении травм среди детей повинны не столько сами дети, сколько равнодушие взрослых, не обращающих внимания на моменты, могущие принести вред детям, не заботящихся о их воспитании и привитии им необходимых в жизни навыков.

Профилактика несчастных случаев среди детей имеет большое общественное значение, и долг каждого советского гражданина участвовать в этом важном деле. Каждый человек обязан вмешаться, если видит, что ребенку может грозить опасность.

 

 


конец

Содержание

Воспитание гигиенических навыков у детей
 - Воспитание гигиенических навыков
 - Выработка навыка соблюдения режима дня
 - Навыки личной гигиены
 - Питание и гигиенические навыки
 - Сон и гигиенические навыки
 - Учебные занятия дома и гигиенические навыки
 - Трудовые занятия дома и гигиенические навыки
 - Физкультура, спорт и гигиенические навыки
 Предупреждение детской нервности
 - Что такое нервность
 - Ошибки родителей
 - Нервность и нарушения поведения
 - Причины изменения поведения ребенка
 Питание детей дошкольного и младшего школьного возраста
 - Нормальное развитие ребенка
 - Рацион ребенка
 - Режим питания
 - Особенности питания детей, посещающих детский сад и школу
 Заразные болезни у детей
 - Предупреждайте заразные болезни у детей
 - Что такое заразные болезни
 - Инфекционные заболевания можно предупредить
 - Что необходимо знать родителям о профилактических прививках?
 - Дифтерия уже не страшна
 - Скарлатина перестает быть опасной
 - От кори ребенка нужно и можно уберечь
 - Чем опасен коклюш
 - Грипп и острые катары дыхательных путей – распространение заболевания
 - Инфекционным гепатитом болеют не только взрослые
 - Полиомиелит уходит в прошлое
 - Свинка (эпидемический паротит)
 - Краснуха
 - Ветряная оспа
 Хронический тонзиллит у детей
 - Что такое ангина
 - Причины хронического тонзиллита
 - Основные признаки заболевания
 - Лечение хронического тонзиллита
 - Предупреждение заболевания
 Оберегайте детей от несчастных случаев
 - Неосторожность старших
 - Предметы быта и несчастные случаи
 Детские шалости и опасные игры