Na-svet.ru

Мать и Дитя

Разделы

Заочные лекции для матерей
 Кесарево сечение
 Азбука семейной жизни
 Как любить ребенка//Януш Корчак
 Происхождение детских неврозов и психотерапия//А.И.Захаров
 Мы и наши дети (Б. и Н. Никитины)
 Резервы здоровья наших детей (Б. и Л. Никитины)
 Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях
 Пренатальная психология
 Полезная информация
 Государственность и семья
 Семейный кодекс РФ
 Комментарий к Семейному кодексу РФ
 


11
1
2

Заочные лекции для матерей

Ошибки родителей

В этом разделе подробнее остановимся на наиболее часто встречающихся проявлениях нервности и разберемся в тех ошибках, которые допускают родители при воспитании ребенка.

Вернемся к письму Нади. Девочка предъявляет серьезные жалобы. Нервность постепенно приводит к формированию определенного характера (постоянная тревожность, робость, застенчивость, неуверенность в себе, напряженность, нездоровое, чрезмерное внимание к себе, сосредоточенность на своих переживаниях). Все это ограничивает развитие девочки. Она не живет интересами, обычными для ее возраста, лишена жизнерадостности, свойственной здоровому ребенку.

Что могло привести к появлению у нее таких черт характера? В чем выражались первые признаки нервности? Как их заметить и предупредить? Первый признак нервности у таких детей, как Надя, — это страхи, возникающие в раннем возрасте. Ребенок боится темноты, страшных персонажей книг или сказок, боится оставаться один в комнате, испытывает страх за свою жизнь и здоровье и т, п. Однако пугливость в детском возрасте и страхи — не всегда признак болезненного состояния. Ведь ребенок еще только познает окружающий мир, многое ему сначала кажется непонятным, а поэтому и страшным. С возрастом, по мере накопления жизненного опыта, постепенного ознакомления с новыми явлениями страхи обычно исчезают.

Если же страхи у ребенка часто возникают и при этом изменяется его общее состояние (ухудшается сон, аппетит, ребенок становится капризным), то это признаки нервности, на которые надо обязательно обратить внимание.

Страхи как проявление нервности могут возникать под влиянием испугов, страшных рассказов, при неожиданной перемене обстановки, окружающей ребенка, при неурядицах и ссорах в семье. У маленького ребенка испуг может вызвать даже собака, кошка, громкий крик, свисток паровоза, особенно если ребенок ранее не видел и не слышал всего этого.

Так и случилось с Галей. Ей 5 лет. Уже год как она просыпается не только ночью, но и во время дневного сна, плачет, кричит, повторяет, что видит страшный сон «про бабу Ягу». Эти страхи появились у Гали после того, как она услышала от воспитательницы детского сада сказку о бабе Яге. Приступы страха возникали по незначительному поводу. Чем это объяснить? Оказалось, что только в детском саду Гале впервые стали читать книги. В семье девочке уделяли мало внимания.

Реакция испуга у маленького ребенка особенно легко возникает в тот период, когда он ослаблен каким-либо заболеванием. После болезни ребенок обычно бывает капризным, требует повышенного внимания. И взрослые, желая его успокоить, стараются любыми способами развлечь — читают книги, не всегда подходящие, разрешают смотреть любые передачи по телевизору. Родители не учитывают, что в этот период незначительный раздражитель, какая-то неожиданность, кажущаяся безобидной, может вызвать у ребенка испуг.

Четырехлетняя Нина перенесла тяжелую форму свинки, плохо ела, капризничала. Родители старались ее чем-нибудь развеселить и успокоить. Ей перечитывали все книги, которые у нее были, покупали много новых книг, а по вечерам включали телевизор. Девочке это нравилось, и если телевизор выключали, она начинала плакать. Родителям было жаль Нину и они подчинялись ее требованию, не думая, что могут нанести ей вред. Через некоторое время Нина стала просыпаться среди ночи в страхе. Она дрожала, плакала, не отпускала от себя мать, кричала, что боится «дяденьку», показывала рукой на телевизор и повторяла: «он там, он там».

Врач разъяснил родителям, что причиной возникновения страха у Нины был испуг, которого они не заметили, В период заболевания и в первое время после него ребенок ослаблен, он нуждается в покое и для его нервной системы вредны новые впечатления. А этого и не учли. родители Нины!

Сильный испуг может и у здорового ребенка вызвать страхи. Это состояние иногда держится длительное время,

Лену, 6 лет, привели на прием к врачу. Мать рассказала, что девочка последнее время испытывает страх. Она боится оставаться дома одна, не отпускает от себя мать, боится одна спать. Это состояние появилось у Лены, когда ей было 3 года. Однажды няня для того, чтобы девочка быстрее уснула, решила «припугнуть» ее. Няня завернулась в простыню и внезапно подошла к девочке. В первый момент Лена как бы застыла, «онемела», затем закричала, заплакала, долго не могла успокоиться, а ночью кричала во сне. С тех пор страх не проходит. Девочка стала капризной, плаксивой, раздражительной.

Страхи, перенесенные ребенком в раннем возрасте, если для устранения не приняты соответствующие меры, могут привести к развитию болезненного состояния и к формированию отрицательных черт характера. Дети растут боязливыми, робкими, нерешительными, они теряются в новых условиях. В школе такие дети тревожны, испытывают страх перед устным ответом в классе. Все свободное время они тратят на приготовление уроков, стремятся тщательно заучить задание, не один раз повторяют выученное, боятся, что не смогут ответить на вопросы преподавателя. В школе эти дети с волнением ждут вызова учителя, и если их спрашивают, они забывают то, что было так тщательно ими выучено. Непосредственным поводом боязни отвечать в классе могут быть насмешки детей при неудачном ответе. Но возникает эта боязнь, страх обычно у детей; у которых и раньше отмечались признаки нервности.

Такие дети не принимают участия в общественной жизни школы, ничем не увлекаются, не участвуют в кружках. Они сосредоточены только на своих переживаниях, робость и застенчивость сковывают их.

В школьном возрасте у нервных детей иногда возникает необоснованный страх за свое здоровье. Обычно это связано с переживаниями из-за длительной болезни кого-либо из близких, смерти близких. Дети жалуются на неприятные ощущения со стороны сердца или других внутренних органов, «прислушиваются» к своему состоянию. Иногда они боятся, что умрут, и просят немедленно им помочь. «Приступ» страха проходит, дети успокаиваются и удивляются — почему приходили такие мысли.

Чаще это отмечается у детей, которые воспитываются в семье, где уделяется чрезмерное внимание здоровью. Малейшее изменение в состоянии здоровья ребенка вызывает у родителей не только тревогу, но буквально панику. Ребенка часто расспрашивают о его самочувствии, без повода измеряют температуру, боятся его закаливать, при незначительных жалобах на плохое самочувствие ребенка укладывают в постель, относятся, как к тяжелобольному. В его присутствии постоянно ведутся разговоры о болезни близких. Все это и приводит к тому, что ребенок сосредоточивает внимание на собственных ощущениях.

В такой семье рос и Володя. Он очень тревожится о своем здоровье, боится простудиться и заболеть. Если снег попадет ему за рукав, он тут же бежит домой переодеться. Володя прислушивается к разговорам старших о болезнях и часто с тревогой спрашивает после этого, серьезная ли это болезнь, не заболеет ли он ею. В школе Володя боится отвечать урок. В 11 лет у него стали возникать приступы страха за здоровье. Среди ночи мальчику вдруг казалось, что он может умереть. Володя просил мать лечь вместе с ним, но и после этого долго не мог заснуть. Эти приступы сопровождались у него неприятными ощущениями в сердце,

Незадолго до появления приступов страха смерти длительно болел отец мальчика, и, хотя заболевание не было тяжелым, Володя все время волновался, с тревогой ждал прихода врача, часто спрашивал, будет ли жив отец.

Потребовалось санаторное лечение. Режим дня, жизнерадостный детский коллектив, новые интересы, необходимые лекарства помогли ребенку справиться с болезненными переживаниями.

Родители часто спрашивают, можно ли было предупредить подобное болезненное состояние? Да, приступы страха могли и не возникнуть, если бы ребенок воспитывался правильно.

Мы уже говорили, что чаще всего страх возникает у маленького ребенка, особенно когда он сталкивается с незнакомыми явлениями. Поэтому так важно постепенно расширять кругозор ребенка, знакомить его с домашними животными, различными предметами и явлениями жизни и природы, давать ребенку доступные его возрасту объяснения. Испуг может быть вызван неожиданным громким звуком, криком. Следовательно, надо стараться не подвергать ребенка в первые годы жизни таким раздражителям (не включать на полную громкость радио, телевизор, не разговаривать в повышенном тоне и т. д.).

Маленького ребенка надо осторожно приучать к новым явлениям, не перегружать обилием новых впечатлений. При посещении нового места, например при переезде на дачу, сразу следует показать только часть того, что в дальнейшем будет окружать ребенка, с новыми людьми его нужно знакомить постепенно. Прежде чем показать тех животных, которых в городе ребенок не видел, рекомендуется рассказать о них, показать на картинке.

Недопустимо запугивать ребенка.

Некоторые родители пугают ребенка милиционером, уколами, грозят уйти и оставить его одного, отдать чужим людям и т. д. В таких случаях ребенок испытывает страх, становится особенно непослушным, не может заснуть. Запуганный «уколами» и «врачами», ребенок, заболев, не дает себя осмотреть, боится врача, отталкивает его, мешает выполнить медицинские назначения.

В присутствии детей следует избегать неосторожных разговоров о болезнях, не показывать детям тревогу в связи с их болезнью, не привлекать внимание ребенка к Собственным болезненным ощущениям.

В случаях появления у ребенка чувства страха от родителей требуется особый подход к нему. Не следует заставлять ребенка преодолеть страх, В первые дни после испуга надо исключить все разговоры об испугавшем его предмете, постараться создать спокойную для него обстановку. Рекомендуется обратиться к врачу, который назначит необходимое лечение. В дальнейшем же очень важно постепенно познакомить ребенка с предметом, которого он испугался. Играми, беседами на примерах необходимо разубеждать его, что для страха нет оснований. Так, если ребенок боится какого-либо животного, полезно в его присутствии погладить это животное, поиграть с ним.

Чтобы предупредить появление страха и развитие таких черт характера, как робость, боязливость, нерешительность, необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка активность. Он должен выполнять посильную для него работу, самостоятельно есть, одеваться, став старше, убирать свою постель, помогать накрывать на стол, убирать посуду и т. п. Важно, чтобы ребенок постоянно имел определенные обязанности, выполнение которых необходимо для окружающих. При выполнении ребенком какого-нибудь поручения родители могут похвалить его, подчеркнуть, что он справился со своей задачей. В результате у ребенка появляется интерес к труду, чувство радости от того, что он может быть полезен старшим.

Ребенку полезно быть среди детей, участвовать в подвижных играх на свежем воздухе. Именно так воспитывается активный характер.

Детей школьного возраста следует привлекать к общественной работе, к участию в различных кружках, где раскрываются творческие возможности ребенка. Он увлекается, находит для себя новые интересные занятия, становится более активным.

Особенно полезны и нужны детям систематические закаливающие процедуры и спорт. Утренняя гимнастика, коллективные подвижные игры благотворно влияют на физическое развитие детей, на их настроение, сон, аппетит., Даже ребенка дошкольного возраста нужно приучать к ходьбе на лыжах, к катанию на коньках, санках, а в летнее время—к катанию на велосипеде, купанию. Хорошо всей семьей отправляться в туристические походы, ходить на лыжные прогулки. На таких прогулках дети видят своих родителей ловкими, смелыми, сильными, а стремление и желание подражать у ребенка развито очень сильно. Спорт, активный отдых развивают смелость, решительность, укрепляют здоровье и способствуют гармоническому развитию ребенка.

 

 


читать далее

Содержание

Воспитание гигиенических навыков у детей
 - Воспитание гигиенических навыков
 - Выработка навыка соблюдения режима дня
 - Навыки личной гигиены
 - Питание и гигиенические навыки
 - Сон и гигиенические навыки
 - Учебные занятия дома и гигиенические навыки
 - Трудовые занятия дома и гигиенические навыки
 - Физкультура, спорт и гигиенические навыки
 Предупреждение детской нервности
 - Что такое нервность
 Ошибки родителей
 - Нервность и нарушения поведения
 - Причины изменения поведения ребенка
 Питание детей дошкольного и младшего школьного возраста
 - Нормальное развитие ребенка
 - Рацион ребенка
 - Режим питания
 - Особенности питания детей, посещающих детский сад и школу
 Заразные болезни у детей
 - Предупреждайте заразные болезни у детей
 - Что такое заразные болезни
 - Инфекционные заболевания можно предупредить
 - Что необходимо знать родителям о профилактических прививках?
 - Дифтерия уже не страшна
 - Скарлатина перестает быть опасной
 - От кори ребенка нужно и можно уберечь
 - Чем опасен коклюш
 - Грипп и острые катары дыхательных путей – распространение заболевания
 - Инфекционным гепатитом болеют не только взрослые
 - Полиомиелит уходит в прошлое
 - Свинка (эпидемический паротит)
 - Краснуха
 - Ветряная оспа
 Хронический тонзиллит у детей
 - Что такое ангина
 - Причины хронического тонзиллита
 - Основные признаки заболевания
 - Лечение хронического тонзиллита
 - Предупреждение заболевания
 Оберегайте детей от несчастных случаев
 - Неосторожность старших
 - Предметы быта и несчастные случаи
 - Детские шалости и опасные игры