Na-svet.ru

Мать и Дитя

Разделы

Заочные лекции для матерей
 Кесарево сечение
 Азбука семейной жизни
 Как любить ребенка//Януш Корчак
 Происхождение детских неврозов и психотерапия//А.И.Захаров
 Мы и наши дети (Б. и Н. Никитины)
 Резервы здоровья наших детей (Б. и Л. Никитины)
 Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях
 Пренатальная психология
 Полезная информация
 Государственность и семья
 Семейный кодекс РФ
 Комментарий к Семейному кодексу РФ
 


11
1
2

Заочные лекции для матерей

Предупреждение заболевания

В предупреждении хронического тонзиллита ведущую роль играют не удаление миндалин, а профилактические мероприятия, повышающие общую сопротивляемость организма, укрепляющие нервную систему.

Что же надо делать для предупреждения хронического тонзиллита?

Прежде всего необходимо укреплять организм ребенка и этим повышать его сопротивляемость различным неблагоприятным влияниям — охлаждению, утомлению, инфекции и т. д. Решающее значение имеют соблюдение режима питания, сна, учебы и отдыха, гигиенические условия (чистота тела, жилища), закаливание.

Режим дня различен для детей разного возраста. Чем моложе ребенок, тем больше он должен спать. Так, детям до 10 лет необходимо спать 10 — 11 часов, детям 11 — 15 лет — 9 — 10 часов. Дело не только в продолжительности сна. Сон должен быть глубоким и спокойным. Яркий свет, музыка, радио, громкие разговоры мешают ребенку заснуть, сон наступает с трудом, он неглубокий. Перед сном необходимо также хорошо проветрить комнату.

Шумные игры перед сном, страшные истории, услышанные или прочитанные, возбуждают ребенка, и он с трудом засыпает. Успокаивающе действуют привычные приготовления ко сну, уборка игрушек, подготовка к следующему школьному дню. После глубокого и достаточно длительного сна ребенок встает бодрым и радостным.

Как составить режим дня? Дети хотят много успеть — поиграть, почитать, побывать в кино и т. д.

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и веселыми, умными и сильными. Но ребенок не может развиваться правильно физически, не может быть крепким, устойчивым к охлаждению и случайной инфекции, если он не соблюдает правильный режим жизни — не закаляется, мало бывает на свежем воздухе.

Особенно важно приучить к выполнению режима дня детей младшего школьного возраста. Привыкнув к определенному распорядку, они будут охотно его соблюдать и в дальнейшем.

Приводим примерную схему режима дня учащихся 1 — 6-х классов.

Для здоровья ребенка большое значение имеет вся окружающая его обстановка, чистота жилища, белья, его личная гигиена.

Санитарно-гигиенические условия жизни не определяются только жилищными и материальными возможностями семьи. Многое зависит от сознательности родителей, их знаний, культурных навыков. Часто можно видеть, как в небольшой комнате взрослые и дети соблюдают чистоту, комната часто проветривается, нет пыли; дети много бывают на воздухе, рационально питаются и т. д. Не менее часто, к сожалению, приходится встречать и другую картину: квартира большая, но содержится неопрятно, плохо проветривается, дети мало гуляют, на воздух выходят укутанные; кормят детей неправильно, неразумно, дают им копчености и другие острые закуски, много сладостей и т. п.

Пробуждение и утренняя гимнастика, уборка постели, умывание7 часов
Завтрак 7 часов 30 минут
Дорога в школу (прогулка) 8 часов
Учебные занятия в школе и возвращение домой (прогулка) 8 часов 30 минут—13 часов дня учащихся 1 — 2 — 3-х классов 8 часов 30 минут — 14 ч асов 30 минут для учащихся 4 — 5 — 6-х классов
Обед 13 часов для учащихся 1 — 2 — 3-х классов 14 часов 30 минут для учащихся 4 — 5 — 6-х классов
Отдых, прогулка на свежем воздухе До 16 часов
Приготовление уроков 16 часов — 17 часов 30 минут
Вторая прогулка До 19 часов
Ужин и самостоятельные занятия (вышивание, настольные игры, чтение и т. д.) 19 часов — 20 часов для учащихся 1 — 2 — 3-х классов 19 часов — 20 часов 30 минут для учащихся 4 — 5 — 6-х классов
Приготовление ко сну, проветривание комнаты, вечерний туалет 20 часов — 20 часов 30 минут для учащихся 1 — 2 — 3-х классов 20 часов 30 минут — 21 час для учащихся 4 — 5 — 6-х классов
Сон 20 часов 30 минут — 7 часов для учащихся 1 — 2 — 3-х классов 21 час — 7 часов для учащихся 4 — 5 — 6-х классов

Очень важно правильно питать детей. Им полезны молоко, кефир, творог; один раз в день они должны получать мясное или рыбное блюдо и обязательно 1 — 2 овощных блюда, кашу, хлеб — белый и черный. Не секрет, что вкусно приготовленная пища и красиво, аккуратно накрытый стол у любого человека вызывают аппетит. Нужно уметь готовить овощные блюда, кисели, чтобы в них сохранились витамины. Иногда родители стремятся и зимой давать детям виноград или яблоки, однако они не учитывают, что при длительном хранении витамин С в них разрушается. Полезнее черная смородина, морковь, квашеная капуста. Ценные витамины А и О, необходимые для развития ребенка, содержатся в сливочном масле, рыбьем жире.

У больных хронических тонзиллитом обострение часто возникает вслед за охлаждением — промочил ноги, побегал на сквозняке, съел мороженое и т. д. Зная это по опыту, многие матери, стараясь уберечь ребенка от простуды, кутают его, запрещают занятия физкультурой, не разрешают зимой ходить на лыжах и кататься на коньках, летом купаться. Это неверно. Ведь не все дети, имеющие нездоровые миндалины, даже после сильного охлаждения заболевают ангиной. Это объясняется тем, что они более закаленные, более устойчивые к действию холода. Такую устойчивость можно развить постоянной тренировкой. Но не всегда легко убедить в этом заботливую маму. «Закаливание не помогает! Пробовали делать холодные ножные ванны, а ребенок заболел».

Здесь необходимо подчеркнуть основной принцип закаливания — постепенность и систематичность.

Средствами закаливания являются воздух, вода и солнце. Основной метод закаливания — разумная организация быта ребенка. Начинать закаливание нужно с обычных прогулок на свежем воздухе. Учитывая повышенную чувствительность к холоду детей, у которых имеются изменения в миндалинах, прогулка зимой не должна быть продолжительной (30 минут — 1 час), но гулять надо не один, а два — три раза, так, чтобы в общей сложности ребенок находился на воздухе не менее 2 — 4 часов.

Одевать детей надо в соответствии с погодой в зависимости от температуры воздуха — не слишком легко, но и не укутывать. В очень теплой одежде ребенок быстрее устает, перегревается. Сквозняк — и малыш заболел, после же болезни его кутают еще больше, и все повторяется сначала. Особенно следует предостеречь родителей от того, чтобы они укутывали детей платком, закрывали им на улице рот и нос. Это затрудняет дыхание ребенка, он не получает свежего воздуха.

Нужно регулярно проветривать помещение, почаще оставлять открытой форточку, но следить, чтобы не было сквозняка, при возможности организовывать сон на воздухе. Дома ребенок должен носить легкую обувь, короткие и легкие штаны, легкое платье. Следите, чтобы и ночью во время сна ребенок не перегревался, не потел.

Полезны и специальные закаливающие процедуры — воздушные или водные. При частых обострениях тонзиллита закаливание можно начинать после курса лечения носоглотки, когда ребенок не простужен, причем начинать рекомендуется с «местного» закаливания. Не следует переключать ребенка только на теплое или подогретое питье и пищу. Можно разрешить ему съесть и мороженое, конечно, не на улице, а дома, маленькими порциями, медленно.

К «местным» закаливающим процедурам относится полоскание горла прохладной водой: постепенно температуру ее снижают до 15 — 18 градусов. Можно добавлять в воду немного соды или фурацилина.

Затем переходят к ножным ваннам («топтание» в тазике). Сначала берут для этого воду температуры 36 — 37 градусов, постепенно ее снижают до 22 — 23 градусов (через каждые 2 дня на 1 градус). Продолжительность такой процедуры 3 — 4 минуты после чего ноги хорошо растирают полотенцем. Ножные ванны рекомендуется проводить круглый год, ежедневно. При благоприятных условиях нужно проводить воздушные ванны, обтирание и др.

Воздушные ванны — пребывание ребенка обнаженным или полуобнаженным на открытом воздухе, в тени. Это один из самых осторожных методов закаливания. Зимой воздушные ванны можно делать в хорошо проветренной комнате при температуре воздуха не ниже 19 — 20 градусов. Уместно напомнить, что даже под легкой одеждой температура воздуха 27 градусов. Поэтому соприкосновение всей поверхности тела с воздухом другой температуры оказывает закаливающее воздействие, приучает организм ребенка быстрее приспосабливаться к холоду. Продолжительность ванны надо увеличивать постепенно от 3 — 5 до 10 — 15 минут. Во время процедуры дети не должны сидеть; следует подобрать игры, более подвижные а прохладный день и более спокойные — в теплый. Воздушные ванны можно сочетать с зарядкой. При появлении озноба, «гусиной кожи» ребенка необходимо сразу одеть. На первых этапах закаливания не следует подвергать ; ребенка действию холодного воздуха. В летнее время воздушные ванны лучше проводить на открытом воздухе или на веранде, утром или вечером за час до еды.

В домашней обстановке можно применять и водные процедуры — влажные обтирания, обливания, душ. Если ребенок недавно болел, то нужно посоветоваться с врачом о том, какие из этих процедур следует проводить. Время от времени врач проверяет влияние водных или воздушных процедур на организм ребенка.

В первые дни для водных процедур надо применять воду температуры 36 градусов, каждую неделю снижая ее на 1 — 2 градуса и доводить до 22 — 24 градусов (и не ниже). При таком постепенном снижении температуры воды уменьшается риск простудить еще не привыкшего к закаливанию ребенка. Вместе с водными процедурами нужно проводить обтирание.

Отжатой резиновой губкой или рукавичкой из мохнатого полотенца обтирают сначала руки, шею, грудь, живот, затем ноги, спину ребенка. Руки и ноги обтирают, начиная от пальцев вверх. По мере того как ребенок привыкает к воде, можно переходить к обтиранию в два приема; вначале верхнюю часть тела до пояса, а затем нижнюю часть. Процедуру следует делать быстро, в течение 4 — 5 минут, ежедневно, лучше утром или после дневного сна. Во время обтирания в комнате не должно быть сквозняка.

Обтирание должно быть приятно ребенку. Если ему холодно, не следует проводить процедуру. У озябшего ребенка не будет правильной реакции кожи (покраснения) и обтирание не принесет пользы.

Ослабленным детям можно рекомендовать вначале сухие обтирания в течение 1 — 2 недель. Рукавичкой из чистой фланели или мохнатого полотенца тело ребенка растирают (отдельно руки, ноги и т. д.) до появления легкой красноты. Дети старшего возраста это могут делать сами.

Иногда дети постарше решают сразу закаляться водой из-под крана, а это приводит к нежелательным результантам. Водные процедуры приносят пользу только при правильном их проведении. Из различных способов закаливания родители, посоветовавшись с врачом, выбирают тот, который наиболее соответствует их возможностям, а выбрав, проводят систематически.

В летнее время полезны обливание или душ. Температура воды вначале 36 — 35 градусов, в дальнейшем ее снижают через 3 дня на 1 градус и доводят до 25 — 30 градусов; продолжительность обливания (душа) 1 — 3 минуты. После душа надо обязательно досуха вытереть ребенка и растереть полотенцем.

Купание в реке возможно и даже желательно. Следует подготовить ребенка к купанию в реке обливаниями. Начинать купание следует при температуре воды не ниже 22 — 20 градусов. В воде ребенок должен находиться не дольше 5 — 10 минут, причем в движении, плавать.

Купание в искусственном бассейне следует разрешать осторожно, так как ребята могут простудиться после купания, возвращаясь домой с мокрыми волосами или перегревшись под теплым душем.

Солнечные ванны можно проводить только по совету врача. Если солнечные ванны принимают умело, то состояние ребенка улучшается, он становится бодрее. При злоупотреблении солнцем могут наступить неприятные явления, потеря аппетита, расстройство сна.

В средней полосе СССР лучшее время для солнечных ванн — 10 — 12 часов дня. Перед этим обязательна воздушная ванна в тени. Продолжительность солнечной ванны вначале 2 — 3 минуты, затем ее доводят до 10 — 15 минут (первую половину времени лежа на груди, а вторую — на спине). Воздушно-солнечные ванны не исключают необходимости пребывания детей на воздухе в течение всего дня.

В осенне-зимнее время года полезны, как уже говорилось, общие ультрафиолетовые облучения; проводить их можно в поликлинике. Ультрафиолетовые облучения улучшают процессы обмена веществ, оказывают выраженное оздоравливающее и закаливающее воздействие, снижают частоту простудных заболеваний у детей.

Движение, физические упражнения играют важную роль в развитии и формировании детского организма во все возрастные периоды. Поскольку у детей, страдающих хроническим тонзиллитом, нередко бывают небольшие изменения в сердечной деятельности, то выбор того или иного вида и объема занятий физкультурой должен определить врач. Но в эти занятия обязательно должен входить комплекс гимнастических упражнений, примерно такой, как «утренняя гимнастика» по радио.

Для школьников, ослабленных заболеванием, занятия физическими упражнениями особенно важны, так как они способствуют более быстрому и полному восстановлению здоровья. Дети, больные хроническим тонзиллитом, должны заниматься специальной лечебной гимнастикой под контролем школьного врача или в районном кабинете лечебной физкультуры.

Физкультура не только оздоравливает и укрепляет организм, но имеет и большое воспитательное значение. Родители должны проявлять настойчивость, следить, чтобы ребёнок, если он начал делать зарядку утром, занимался каждый день, не пропуская обтирание или обливание. Только так можно закалить организм ребенка, укрепить его защитные силы, воспитать настойчивость и волю.

Конечно, лучше начинать закаливание летом, но это не описательно. Можно начать закаливание и зимой, только постепенно и когда ребенок не болен. Некоторые родители не начинают этих мероприятий зимой, боясь простуды, а летом забывают о них.

* * *

Итак, основную роль в профилактике хронического тонзиллита и его осложнений у детей играют организация правильного режима дня и питания, закаливание, повышающие устойчивость организма ребенка к различным вредным влияниям.

Как уже упоминалось раньше, немаловажное значение имеет своевременное лечение кариозных зубов, удаление аденоидов, которые могут поддерживать инфекцию в полости рта и зева. Систематическое лечение сопутствующих заболеваний, которые ослабляют ребенка, также является важным условием предупреждения ангин и тонзиллита.

Таким образом, хронический тонзиллит у детей в большинстве случаев можно предупредить. Во многом это зависит не только от врача, но и от родителей и от самого ребенка.

Вырастить ребенка здоровым, крепким и сильным, дисциплинированным — задача благородная, но далеко не легкая. Цель этой брошюры — помочь родителям в их трудном деле. Задача родителей будет во многом облегчена, если они будут постоянно поддерживать дружественный контакт с детскими врачами. Они помогут наладить правильный режим жизни ребенка, посоветуют, как предупредить его заболевания, в том числе и хронический тонзиллит.

 

 


читать далее

Содержание

Воспитание гигиенических навыков у детей
 - Воспитание гигиенических навыков
 - Выработка навыка соблюдения режима дня
 - Навыки личной гигиены
 - Питание и гигиенические навыки
 - Сон и гигиенические навыки
 - Учебные занятия дома и гигиенические навыки
 - Трудовые занятия дома и гигиенические навыки
 - Физкультура, спорт и гигиенические навыки
 Предупреждение детской нервности
 - Что такое нервность
 - Ошибки родителей
 - Нервность и нарушения поведения
 - Причины изменения поведения ребенка
 Питание детей дошкольного и младшего школьного возраста
 - Нормальное развитие ребенка
 - Рацион ребенка
 - Режим питания
 - Особенности питания детей, посещающих детский сад и школу
 Заразные болезни у детей
 - Предупреждайте заразные болезни у детей
 - Что такое заразные болезни
 - Инфекционные заболевания можно предупредить
 - Что необходимо знать родителям о профилактических прививках?
 - Дифтерия уже не страшна
 - Скарлатина перестает быть опасной
 - От кори ребенка нужно и можно уберечь
 - Чем опасен коклюш
 - Грипп и острые катары дыхательных путей – распространение заболевания
 - Инфекционным гепатитом болеют не только взрослые
 - Полиомиелит уходит в прошлое
 - Свинка (эпидемический паротит)
 - Краснуха
 - Ветряная оспа
 Хронический тонзиллит у детей
 - Что такое ангина
 - Причины хронического тонзиллита
 - Основные признаки заболевания
 - Лечение хронического тонзиллита
 Предупреждение заболевания
 Оберегайте детей от несчастных случаев
 - Неосторожность старших
 - Предметы быта и несчастные случаи
 - Детские шалости и опасные игры