Na-svet.ru

Мать и Дитя

Разделы

Заочные лекции для матерей
 Кесарево сечение
 Азбука семейной жизни
 Как любить ребенка//Януш Корчак
 Происхождение детских неврозов и психотерапия//А.И.Захаров
 Мы и наши дети (Б. и Н. Никитины)
 Резервы здоровья наших детей (Б. и Л. Никитины)
 Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях
 Пренатальная психология
 Полезная информация
 Государственность и семья
 Семейный кодекс РФ
 Комментарий к Семейному кодексу РФ
 


11
1
2

Заочные лекции для матерей

Учебные занятия дома и гигиенические навыки

Поступление в школу — большое событие в жизни ребенка. У него появляется новая, очень важная обязанность — хорошо учиться. С этого же момента перед родителями встает ответственная задача — помочь ему в этом. Следует не только создать школьнику благоприятные условия для домашних занятий, но и воспитывать у него ряд новых гигиенических навыков, очень важных для его дальнейшей жизни.

Исследованиями врачей-гигиенистов было установлено, что продолжительность подготовки домашних заданий для школьников младших классов не должна превышать 1,5 — 2 часов. При этом условии дети работают внимательно, сосредоточенно. Если же подготовка уроков затягивается, дети к концу занятий плохо усваивают прочитанный материал, делают много ошибок.

Клавдия Семеновна, мать ученика 4-го класса Сережи, рассказывала мне о своих затруднениях. Сережа очень добросовестно относится к учебе, он никогда не пойдет в школу, не приготовив уроков. Однако на это у него уходит очень много времени, гораздо больше, чем у других мальчиков, которые вместе с ним учатся. С 6 лет Сережа начал учиться играть на фортепьяно, но с 3-го класса эти занятия пришлось прекратить, так как у него совсем не оставалось времени.

Когда я спросила у Клавдии Семеновны, в котором часу Сережа начинает готовить уроки, она ответила; «Сережа очень боится, что не успеет приготовить всех уроков, поэтому как только, придя из школы, он пообедает, сразу же садится за письменный стол. Я стараюсь, чтобы он хоть немного погулял, и посылаю его в магазин за хлебом, или письмо отправить, или в аптеку. Сережа никогда не отказывается сделать то, что я прошу, но, когда возвращается, опять садится заниматься. Я ходила к учительнице и спрашивала у нее о том, что может быть мой сын неспособный, но она сказала мне, что Сережа быстро все схватывает, хорошо успевает по арифметике. Просто не знаю, что делать. Мальчик стал бледный, похудел, медленно засыпает. Как ему помочь, чтобы он быстрее справлялся с уроками?»

Из слов Клавдии Семеновны мне стало все ясно. Прежде всего ребенок, придя из школы и не отдохнув, принимался за подготовку уроков. После умственного труда в школе он получал дополнительную нагрузку. В результате мальчик быстро уставал и медленнее выполнял задания, плохо запоминал новый материал, а чтобы все-таки запомнить его, сидел много часов.

Первое, о чем должны помнить родители, — это об отдыхе перед подготовкой уроков. После школы ребенку следует пообедать, а затем 1,5 — 2 часа погулять.

Другая причина слишком большой продолжительности приготовления домашнего задания часто заключается в том, что родители не дают возможности школьнику сосредоточиться, отвлекают его.

Клавдия Семеновна посылала Сережу с разными поручениями. В результате он отвлекался, а потом не мог сосредоточиться, время подготовки уроков увеличивалось и нарастало утомление ребенка.

Чтобы не допускать излишнего утомления, следует через каждые 40 — 45 минут подготовки уроков устраивать 10-минутные перерывы, во время которых полезно сделать несколько физических упражнений. Рекомендуются следующие упражнения; 1 — 2 минуты походить по комнате, поднять руки вверх — вдох, опустить — выдох, повторить несколько раз; затем сделать несколько наклонов туловища, приседания и опять походить. Следите, чтобы ребенок правильно и глубоко дышал.

Такие упражнения расширяют грудную клетку, улучшают кровообращение, снижают утомление, повышают работоспособность, способствуют хорошей осанке. Правильной осанкой считается такая, когда ребенок прямо держит голову и корпус, не сутулится и не выпячивает вперед живот. Неправильная осанка — это начало искривлений позвоночника. Причинами нарушений осанки обычно бывают: неправильная посадка из-за несоответствующей росту ребенка мебели или из-за плохого освещения рабочего места, когда школьнику приходится слишком низко наклоняться к столу; недостаток движений — физических упражнений, игр, занятий спортом; неправильное положение тела во время сна.

Отсюда понятно, как важно, чтобы рабочее место ребенка было удобным, достаточно освещенным.

Стол и стул по высоте обязательно должны соответствовать росту ребенка. Если ученик сидит за слишком высоким или слишком низким столом, то он вынужден принять неестественную позу: корпус его изгибается и постепенно искривляется позвоночник.

Следите, чтобы ребенок сидел прямо, опираясь на спинку стула, и прямо держал голову. Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом и всей стопой упираться в пол, а не висеть в воздухе. Стул следует немного задвинуть за край стола.

Приводим цифровые данные, которые помогут вам подобрать стол для занятий и стул в соответствии с ростом ребенка.

Рост ребенка в сантиметрах

Высота сиденья над полом в сантиметрах

Высота края стола над полом в сантиметрах

90—99

100—109

110—119

120—129

130—139

140—149

 

24

27

32

34

38

41

43

47

52

56

62

68

 

Причиной неправильной посадки, как уже говорилось, может быть также плохое освещение рабочего места школьника, и он для того, чтобы рассмотреть текст в книге или тетради, низко наклоняет голову, сутулится. Кроме того, занятия при плохом освещении, требуя напряженной работы глазных мышц, могут вызвать развитие близорукости. Вот почему стол, за которым занимается школьник, следует ставить у окна так, чтобы свет падал слева. Если свет падает справа, то ребенок при письме заслоняет свет рукой. Окно не следует днем завешивать занавесками; затемняют его и высокие цветы,

При занятиях вечером необходима настольная лампа (ее ставят с левой стороны) мощностью в 65 ватт, обязательно с абажуром, чтобы свет не слепил глаза занимающегося.

Одно из важных условий сохранения бодрости и высокой работоспособности при занятиях — свежий воздух. Ребенок не должен садиться за уроки в непроветренной комнате. Во время 10-минутных перерывов и физических упражнений помещение следует опять проветривать, а в теплое время года заниматься при открытой форточке или открытом окне.

Возникает такой вопрос: как же поступать той семье, где родители работают и нет взрослых, которые могли бы правильно организовать и проконтролировать подготовку домашних заданий у младших школьников?

Вряд ли ребенок 7 — 10 лет сможет самостоятельно готовить домашние задания, соблюдая все гигиенические требования и в отношении режима, и в отношении рабочего места и позы.

Приниматься же за приготовление домашнего задания после возвращения родителей (после 17 — 18 часов) весьма нерационально, так как максимум работоспособности во вторую половину дня, как было установлено физиологами и гигиенистами, приходится на 16 — 17 часов.

В таких случаях ребенка нужно оставлять в школе в группе продленного дня, где занятия проходят под контролем педагогов.

Лучший отдых после приготовления уроков — прогулка. Хорошо побегать во дворе, покататься на санках, поиграть в снежки, а летом — в мяч.

Некоторые родители считают, что если школьник приготовил все уроки, а тем более, если он получает хорошие отметки, он может все свободное от занятий время смотреть телевизор. Наверное и вы знаете семьи, где все, и взрослые, и дети, каждый вечер по нескольку часов просиживают у телевизора.

Проведенные врачами исследования показали, что продолжительные и частые просмотры телевизионных передач вызывают утомление; причем дети устают быстрее, чем взрослые. Поэтому детям рекомендуется смотреть телевизионные передачи не чаще 2 — 3 раз в неделю и не сразу после уроков, а после предварительного отдыха, И, конечно, дети должны смотреть только детские передачи, Это имеет не только педагогическое, но и гигиеническое значение — детские передачи короче. Дошкольники не должны сидеть перед телевизионным экраном более 20 — 30 минут, а младшие школьники — более 1 часа. Об этом родителям следует всегда помнить и помогать детям проводить свой досуг не только интересно, но и разумно.

 

 


читать далее

Содержание

Воспитание гигиенических навыков у детей
 - Воспитание гигиенических навыков
 - Выработка навыка соблюдения режима дня
 - Навыки личной гигиены
 - Питание и гигиенические навыки
 - Сон и гигиенические навыки
 Учебные занятия дома и гигиенические навыки
 - Трудовые занятия дома и гигиенические навыки
 - Физкультура, спорт и гигиенические навыки
 Предупреждение детской нервности
 - Что такое нервность
 - Ошибки родителей
 - Нервность и нарушения поведения
 - Причины изменения поведения ребенка
 Питание детей дошкольного и младшего школьного возраста
 - Нормальное развитие ребенка
 - Рацион ребенка
 - Режим питания
 - Особенности питания детей, посещающих детский сад и школу
 Заразные болезни у детей
 - Предупреждайте заразные болезни у детей
 - Что такое заразные болезни
 - Инфекционные заболевания можно предупредить
 - Что необходимо знать родителям о профилактических прививках?
 - Дифтерия уже не страшна
 - Скарлатина перестает быть опасной
 - От кори ребенка нужно и можно уберечь
 - Чем опасен коклюш
 - Грипп и острые катары дыхательных путей – распространение заболевания
 - Инфекционным гепатитом болеют не только взрослые
 - Полиомиелит уходит в прошлое
 - Свинка (эпидемический паротит)
 - Краснуха
 - Ветряная оспа
 Хронический тонзиллит у детей
 - Что такое ангина
 - Причины хронического тонзиллита
 - Основные признаки заболевания
 - Лечение хронического тонзиллита
 - Предупреждение заболевания
 Оберегайте детей от несчастных случаев
 - Неосторожность старших
 - Предметы быта и несчастные случаи
 - Детские шалости и опасные игры