Na-svet.ru

Мать и Дитя

Разделы

Заочные лекции для матерей
 Кесарево сечение
 Азбука семейной жизни
 Как любить ребенка//Януш Корчак
 Происхождение детских неврозов и психотерапия//А.И.Захаров
 Мы и наши дети (Б. и Н. Никитины)
 Резервы здоровья наших детей (Б. и Л. Никитины)
 Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях
 Пренатальная психология
 Полезная информация
 Государственность и семья
 Семейный кодекс РФ
 Комментарий к Семейному кодексу РФ
 


11
1
2

Заочные лекции для матерей

91.

Почему от неспелых фруктов болит живот? Где здоровье-в животе или в голове? Здоровье-это душа? Почему собака может жить без души, а человек нет? А доктор может заболеть и умереть, как это? Почему все великие люди умерли? Правда, что есть такие, которые пишут книги и живы? Королевы всегда умирают: они не жильцы на свете. У королевы есть крылья? Ксендз видел бога? Может ли орел долететь до самого неба? Бог молится? Что делают ангелы-спят, едят, играют в футбол? кто шьет им платья? Черту очень больно? Поганки отравили черти? Если бог не любит убийц, почему же он велит за них молиться? Моисей очень испугался, когда увидел бога? Почему папа не молится, ему бог разрешил? Гром-это чудо? Воздух-тоже бог? Почему нельзя увидеть воздух? Сразу ли он входит в пустую бутылку или постепенно? откуда он знает, что там уже нет воды? Почему бедняки ругаются, если бы они не ругались, им бы лучше жилось? Если это не чудо, то почему никто не может сделать дождь'? Из чего сделаны тучи? Тетя, которая далеко-далеко, она что-в гробу?

Как наивна надежда родителей (только не называйте их передовыми). что. сказав детям-бога нет, они облегчают им понимание окружающего мира: нет бога, а что же есть? кто все сделал и сделает то, что будет, когда я умру? Откуда взялся первый человек'? Правда ли, что если не молиться, то живешь, как скотина? Папа говорит, что ангелов нет, а я сама ангела видела. Если это не грех, то почему нельзя убивать? Ведь и курице больно, когда ее режут.

Те же сомнения и тревожные вопросы.

 

92.

Грустная сказка, тайна бедности.

Почему голоден, почему беден. почему ему холодно, почему не купит того. что надо. почему у него нет денег. почему ему не дадут "за так"?

Ты говоришь:

Бедные дети грязные, говорят нехорошие слова, на голове у них червяки. Бедные дети болеют, от них можно заразиться. Они дерутся, швыряются камнями, выбивают друг другу глаза. Во двор ходить нельзя, на кухню- тоже: там нет ничего интересного.

А жизнь возражает:

И вовсе они не болеют, целыми днями носятся, где хотят, пьют воду из колодца, покупают вкусные конфеты в разноцветных фантиках. Мальчик делает себе метлу, метет двор, убирает снег-это ужасно приятно. Никаких червяков у них нет, это неправда, камнями они не швыряются, глаза у них на месте, они не дерутся, а борются. Нехорошие слова смешные, а в кухне в сто раз интересней, чем в комнате.

Ты говоришь ребенку:

- Бедных нужно любить и уважать, они добрые, тяжко работают. Поблагодари кухарку-она готовит нам обед, сторожа-он следит за порядком. Поиграй с его ребятишками.

А жизнь возражает:

Кухарка зарезала курицу, завтра будем ее есть, мама тоже будет, потому что вареной курице не больно, а кухарка убила живую, мама на это лаже смотреть не могла. Сторож утопил щенят, а они были такие хорошенькие. У кухарки шершавые руки, она вечно возится в грязной воде. От мужика воняет. От еврея тоже. Торговку не называют пани, просто говорят-торговка, и сторожа называют не пан, а просто-сторож. Дети бедняков грязные, когда им что-то показываешь, они начинают просить: Дай", если не дашь, то срывают шапку, смеются, а один даже плюнул, прямо в лицо плюнул..."

Ребенок еще не слыхал о злых волшебниках, но уже с опаской приближается к нищему, чтоб дать грошик.

Ребенок знает, что и тут ему всего не говорят, что и в этом кроется что-то грязное, чего ему не хотят или не могут объяснить.

 

93.

Странности светской жизни и правил хорошего тона.

Некрасиво класть палец в рот, ковырять в носу, шмыгать носом. Некрасиво просить, говорить: "Не хочу", отстраняться, когда тебя целуют, говорить: Это неправда. Некрасиво громко зевать, говорить: "Мне скучно". Некрасиво подпирать голову рукой, первым подавать руку взрослому. Некрасиво болтать ногами, держать руки в карманах, оглядываться на улице. Некрасиво громко делать замечания. Некрасиво показывать пальцем.

Почему?

Эти запреты и заповеди-из разных источников, ребенок не в состоянии уловить их сути и связи.

Некрасиво бегать в одной рубашке и некрасиво плевать.

Почему некрасиво отвечать на вопросы взрослых сидя? Надо ли кланяться отцу, если встречаешь его на улице? Что делать, если кто-то говорит неправду, например, дядя говорит:

Ты девчонка, зная, что он мальчик, или: "Ты моя невеста", или: "Я тебя у мамы купил",-это ведь ложь?!

- Почему с девочками надо быть вежливым?-спросил меня ученик во время диктанта.

- Это имеет историческое объяснение,-ответил я.

Почему ты написал "вернулся" через "и"? - спросил я его несколькими минутами позже.

- Это имеет историческое объяснение,-ответил он со злорадной ухмылкой.

На тот же вопрос одна мать ответила:

- Понимаешь, девочка будет рожать детей, ей будет больно и т. д.

Вскоре между братом и сестрой вновь вспыхнула ссора.

- Что мне, мамочка, до того, что она будет рожать детей! Мне главное, чтоб она не была плаксой.

Наименее удачным представляется мне объяснение, которое встречается чаще всего:

- Над тобой будут смеяться. Это удобно и эффективно, ребенок боится быть смешным.

Но над ним будут смеяться и за то, что он слушается маму, и за то, что поверяет ей свои тайны, и за то, что в будущем не захочет играть в карты, пить водку, идти в публичный дом.

Да и родители, пугая ребенка тем, что он покажется смешным, совершают непоправимую ошибку. Самая вредная ошибка-скрывать недостатки ребенка и пробелы в его воспитании: ребенок до поры до времени при гостях за приличное вознаграждение являет пример хорошего воспитания, а потом мстит за это.

 

94.

Родная речь-это не подобранные и приспособленные для ребенка запреты и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа. Правда и сомнение, вера и обычай, любовь и ненависть, легкомыслие и серьезность, достоинство и раболепие, богатство и бедность, столетия упорного труда и мрачные годы рабства, все, что сотворил во вдохновении поэт и вырыгал в пьяном бреду сброд.

Кто размышлял над этим, кто писал об этом, кто исследовал, как уничтожать в этой стихии вредные бактерии и насыщать ее озоном? Кто знает, может, тогда выяснилось бы, что не простонародное "срать", а салонное женщина-пальчики оближешь содержит в себе зародыши разложения?

Да будет благословен. Бог покарал. Нечистый попутал. Как в раю. На седьмом небе. В доме-сущий ад. Скатертью дорожка. Как у бога за пазухой. Бог подаст. Святоша. Бубнит как пономарь. Без гроша за душой. Душа в пятки ушла. Продал душу дьяволу. Греховодник. Седина в бороду-бес в ребро.

 

На здоровье. Твое здоровье. Понедельник-день тяжелый. Икаю - значит, кто-то обо мне вспоминает. Нож упал-гость торопится. Суп пересолен-кухарка влюбилась. Одной ногой в могиле.

 

Китайские церемонии. Цыганская свадьба. Барская милость. Нахальная рожа. Сиротская доля.

 

Старый зануда, старый идиот. Сопляк, дурак, щенок, желторотый, молоко на губах не обсохло.

 

Не слепой, а незрячий. Не старый. а пожилой. Не калека, а инвалид.

 

Собачья погода. Дошел до ручки. Ссучился. Сука. Взбесился со злости.

 

Орет как угорелый. Волчий аппетит. Я ему покажу, где раки зимуют.

 

Без царя в голове. В голове ветер. Пускать пыль в глаза. Шариков не хватает. Лопнуть со смеху. Дешево отделаться. Знать как свои пять пальцев.Она еще себя покажет. Жизнь мне отравила. Что это такое'? Откуда это взялось?. Кому это нужно? Пробка это существительное, пробка это подлежащее. А почему: глуп как пробка? Пан, который выдумал грамматику, был умный?

 

95.

Дет не любят этих непонятных выражении. хоть норой и пытаются порази! - ими окружающих. Они усваивают язык взрослых избирательно, явно сопротивляясь некоторым общеупотребительным оборотам.

Послушай, дай мне это. Слушай, одолжи мне. Эй, покажи-ка.

Эй, слушай-аналоги нашего "пожалуйста". Просить-для ребенка значит просить милостыню (нищий просит). Ребенку не по душе этот унизительный оборот.

Думаешь, я просить буду? Не проси его. Вот еще, просить я его буду!

Погоди, ты у меня еще попросишь!

Мне запомнилось одно на удивление обаятельное выражение:

- Вот, оказывается, ты какой, а я еще тебя просил...

Даже обращаясь к взрослым, ребенок предпочитает форму "пусть мама, пусть пан" и только по принуждению "просит".

Словом "понимаешь" ребенок заменяет не менее неприятное "прости".

Понимаешь, я нечаянно. Понимаешь, я не хотел. Понимаешь, я не знал.

А разнообразие оборотов уговаривания и предупреждения, чтобы избежать внезапных сцен:

Перестань, отстань, не начинай, проходи, ступай своей дорогой.

Прекрати же. Отойди же. Говорю тебе, перестань. Прошу тебя перестать (это не просьба, а приказ). Ты отстанешь когда-нибудь? Слушай, ты перестанешь наконец? Угроза:

- Получить хочешь? Нарываешься? Вот увидишь, пожалеешь еще. Ты у меня поплачешь.

Пренебрежительное удвоение выражения:

- Ладно, ладно.. Да знаю, знаю... Погоди, погоди...

Мы заставляем ребенка бояться.

Очень мне надо бояться... Не воображай, что я боюсь. Вот еще, испугался я его очень.

Любая собственность ребенка сомнительна: ему нельзя отдать ее, не спросив разрешения, нельзя уничтожить, он обладает только правом пользования.

- Твоя парта, твой стол?

- А вот мой (или: твой, что ли?).

- Я первый сюда сел.

Первый занял место, начал играть, начал копать. Взрослые, охраняя собственный покой, очень поверхностно разрешают споры детей.

Он ко мне пристал. Он первый начал. Я себе стою, а он...

Интересна форма отрицательная:

А я как не стукну его... А я как не начну убегать... А мы как не начнем смеяться.

Содержание рассказа -озорство, и может, "не" эхо запретов?

Помни, ты обещал. Дал слово. Нарушил слово.

Кто не сдержит обещания, тот свинья. Взрослые должны помнить об этом.

Богатейший материал для изучения.

 

 


читать далее

Содержание

Как любить ребенка//Януш Корчак
 Ребенок в семье
 - 1-5
 - 6-10
 - 11-15
 - 16-20
 - 21-25
 - 26-30
 - 31-35
 - 36-40
 - 41-45
 - 46-50
 - 51-55
 - 56-60
 - 61-65
 - 66-70
 - 71-75
 - 76-80
 - 81-85
 - 86-90
 91-95
 - 96-100
 - 101-105
 - 106-110
 - 111-116