Na-svet.ru

Мать и Дитя

Разделы

Заочные лекции для матерей
 Кесарево сечение
 Азбука семейной жизни
 Как любить ребенка//Януш Корчак
 Происхождение детских неврозов и психотерапия//А.И.Захаров
 Мы и наши дети (Б. и Н. Никитины)
 Резервы здоровья наших детей (Б. и Л. Никитины)
 Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях
 Пренатальная психология
 Полезная информация
 Государственность и семья
 Семейный кодекс РФ
 Комментарий к Семейному кодексу РФ
 


11
1
2

Заочные лекции для матерей

ПЕРВЫЙ ЧАС И ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ЖИЗНИ

(Резервы здоровья матери и ребенка, малоизвестные в педиатрии) В практике родовспоможения накопилось немало природо-несообразностей, которые ведут к нарушению естественных процессов, ослаблению матерей и младенцев и даже к ятрогенным (вызванным врачебным вмешательством) заболеваниям. Сопоставим их с условиями, которые соответствуют природе и могут обеспечить укрепление здоровья новым поколениям людей. Порядок, принятый в родильном доме, и его

последствия Порядок, близкий к естественному, и его результаты

1. Обезболивание родов

Медикаментозное обезболивание производится даже "у здоровых рожениц

при правильном течение родов". А оно, оказывается, гасит материнский

инстинкт. В Канаде в виде эксперимента обезболили роды 15 оленихам

- ни одна не стала облизывать и кормить, все бросали своих оленят.

Вне патологии не применять анестезию. Усовершенствовать систему

предварительной физической и психологической подготовки к родам. Она

делает роды легко переносимыми даже в условиях цивилизации.

2. Стимуляция.

По свидетельству многих матерей, стимуляцию проводят, ссылаясь на

переношенность, и при нормальном течении родов, неоправданно

форсируя их и не объясняя матери, по какой причине она нужна.

Слабость родовой деятельности может быть вызвана страхом, угнетенным

состоянием матери из-за невнимательности или грубости окружающих,

холодности больничной обстановки. Сроки родов могут сдвигаться.

Удлинение беременности на 2-3 недели может быть естественной и не

нуждается в медицинском вмешательстве. Если стимуляция все же нужна,

матери обязаны объяснить, почему она необходима.

Усиления родовой деятельности нередко можно достичь

доброжелательностью, вниманием к роженице, спокойной обстановкой.

3. ПОЛОЖЕНИЕ роженицы

Женщина рожает, лежа на спине на высоком столе, который

сконструирован больше для удобства акушеров, чем для пользы рожениц.

Лучше придать роженице положение полусидя, чтобы потугам помогала

сила тяжести, т. е. вес ребенка. Тогда роды проходят легче и

быстрее. В ФРГ сконструирован специальный стул для родовспоможения.

4. ПЕРЕВЯЗКА ПУПОВИНЫ

В настоящее время ее рекомендуется проводить после первого вдоха

новорожденного, не ожидая прекращения пульсации. При этом ребенок не

успевает взять из плаценты 100-150 мл. своей крови, что ослабляет

его. Возникает опасность гипоксии и появления желтухи. Чтобы не

ослабить новорожденного, нужно накладывать зажимы или перевязывать

пуповину только после прекращения пульсации в ней (через 7 минут

после рождения).

5. ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ ("кожа к коже")

Ребенка после рождения уносят от матери, контакт полностью

отсутствует все время пребывания матери в родильном доме. Она кормит

ребенка только завернутым в пеленки. Это ослабляет материнское

чувство у матери и задерживает формирование родительского инстинкта

у младенца (это обнаруживается, когда он вырастает). В первые 30

минут после рождения положить ГОЛЕНЬКОГО малыша на обнаженную грудь

матери и дать ему пососать из обеих грудей. Такой контакт "кожа к

коже" в течение 15 минут в ПЕРВЫЙ ЧАС адекватен контакту в течение

15 часов в первые 3 дня: они дают одинаковый эффект - "помогают

установлению психической связи между ними на всю жизнь" (рождается

взаимная привязанность).

6. ПЕРВОЕ ПРИКЛАДЫВАНИЕ К ГРУДИ

С целью дать матери отдохнуть после родов кормить ребенка первый раз

дают через 12 часов, а чаще на вторые, третьи сутки и позже.

Пропущен момент возбуждения пищевого центра у младенца - он может

превратиться в "ленивого сосуна", теряет в весе (потеря веса

считается нормальной, а на самом деле она противоестественна).

У матери сильно замедляются послеродовые процессы, в том числе и

лактация.

Может не возникнуть привязанности к ребенку. Должно состояться в

первые 15-20 минут после перевязки пуповины. Оно необходимо для

налаживания саморегулирующейся системы "мать - дитя".

Интенсивность сосательного рефлекса наиболее резко выражена в

пределах первого часа после рождения (И. А. Аршавский). Раннее

прикладывание к груди способствует своевременному возбуждению

пищевого центра. Ребенок становится "активным сосуном".

Это сигнал и материнскому организму: "Все в порядке". Все

послеродовые процессы проходят интенсивно; наблюдается мгновенное

впечатывание (импринтинг) материнской расположенности к ребенку:

отказ от ребенка становится почти непереносимым.

7. Молозивный период вскармливания

Продолжается первые 7-8 дней. В роддоме ему не придается никакого

значения. Молозиво считается "незрелым" молоком и нередко до матери

кормят младенца донорским молоком или глюкозой, нарушая естественный

ход кормления. Ребенок лишается ничем не заменимого промежуточного

этапа кормления - постепенного перехода от внутриутробного питания

к питанию так называемым зрелым молоком.

У ребенка нарушаются обменные процессы (вероятность диатеза

увеличивается до 80% вместо 7-10%), не устанавливается желудок,

часто бывает желтуха. Сильно тормозится развитие общего иммунитета

(неспецифического). "Молозивное молоко для своего периода также

является зрелым" (И. А. Аршавский). Надо обеспечить для младенца

молозивный период вскармливания: без опоздания, без перерывов, без

коррекций (чужеродных добавок).

Молозиво и молозивное молоко... обеспечивает равновесие между

агрессивной флорой окружающей среды и системами иммунитета

новорожденного ребенка ("Справочник по детской диететике", с. 27.

М., Медицина, 1980). Молозиво гарантирует стойкий иммунитет у

ребенка. Тогда у матери вовремя приходит молоко, почти исключены

маститы.

Подробнее о молозивном периоде и его значении см. главу "Молоко

матери".

8. ОБРАБОТКА ГЛАЗ, ПРИВИВКИ

Принятое сейчас немедленное введение раствора ляписа или сульфацил

натрия в глаза ребенку часто вызывает конъюнктивит (гноятся глаза),

особенно при введении ляписа (до 80%).

В результате противотуберкулезной прививки (БЦЖ) по истечении

инкубационного периода (2-3 недели) возможны диспепсические явления,

а позже "прививочный туберкулез", требующий лечения (6%). Не

закапывать ни раствор ляписа, ни сульфацил натрия, если для этого

нет показаний.

Не делать БЦЖ, если к этому нет показаний. Туберкулез у нас уже

редкость.

9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ

Чаще всего ограничиваются измерением роста и веса новорожденного.

Это совершенно недостаточная информация о состоянии ребенка. Крупный

богатырь чаще всего физиологически незрел, а младенец с малым

весом может быть вполне зрелым.

Перекутывание, неправильное вскармливание, тугое пеленание может

усугубить физиологическую незрелость и даже вызвать ее после

рождения (И. А. Аршавский). Необходима экспресс-диагностика

физиологической зрелости по шкале Апгар-Аршавского дважды: через 1 и

5 минут после рождения (сердцебиение, дыхание, окраска кожи,

мышечный тонус, рефлексы). Зрелый ребенок - 8-10 баллов.

Физиологическая незрелость может быть компенсирована (чем раньше,

тем успешнее) определенными условиями (прохладная температура и

интенсивное движение). Эта компенсация не зависит от кормления

новорожденного (И. А. Аршавский).

10. ОДЕЖДА. ПЕЛЕНАНИЕ

Практикуется тугое пеленание, не позволяющее ребенку шевелиться в

течение целого дня. Это способствует задержке физического и

психического развития.

ТЕРМОСТАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, то есть завертывание ребенка в 5-6

одежек (две распашонки, подгузник, пеленка, клеенка и одеяло) при

комнатной температуре от 18 до 23 С и выше, ведет к расслаблению

мышц и задержке развития.

Ребенок постоянно в термокомфортной или даже жаркой температуре

(32-34 С) и в атмосфере повышенной влажности (парится). Свертываются

за ненадобностью функции терморегулирования и появляются: потница,

опрелости, затем простуды (ОРЗ), бронхиты, пневмонии, отиты - уже

до года. Завертывать в пеленку надо только для сна, оставляя

возможность двигать ножками или ручками во сне.

В 1-2-й день полезно троекратное погружение в холодную воду (6-10

С). Запуск терморегуляторов организма в таком суровом режиме (с

запасом) обеспечивает хорошую первоначальную закалку, которую

следует продолжить и дальше: температура в комнате - не выше 20 С;

кормление и гуляние в комнате ГОЛЕНЬКИМ или в распашонке; подмывание

холодной водой (с ладони из-под крана); после купания - обливание

прохладной водой (+18 - +20 С).

Посиневшие пяточки - признак хорошей адаптивной реакции. Для сна

малыша можно завернуть в 1-2 пеленки и согреть ему ножки дыханием

или ладонью.

В результате на первом году жизни ребенок, как правило, НИЧЕМ НЕ

БОЛЕЕТ.

11. СТЕРИЛЬНОСТЬ

В родильном доме она еще может быть оправдана, но в семье

стерилизация сосок, бутылок, ложек, игрушек, кипячение и глажение

пеленок и т. д. вызывает задержку в развитии иммунной системы вплоть

до беззащитности даже перед непатогенными микробами. Надо

поддерживать чистоту, но избегать стерильности. Помогать

естественному укреплению неспецифического иммунитета в период

наивысших адаптивных возможностей ребенка (И. А. Аршавский).

12. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Предлагается "смириться со стиркой пеленок": в СССР - до 6-8

месяцев, во Франции - до 1 года, в США, Венгрии - до 2-3 лет. Это

огромное количество бессмысленной работы для матери и вредной для

ребенка: у него вырабатывается навык ночного и дневного недержания

мочи, плохо увеличивается мочевой пузырь, ребенок сопротивляется

обучению гигиеническим навыкам, позже может образоваться комплекс

неполноценности, возникнуть неврозы; около 5 миллионов детей

страдают от энуреза, некоторые - до взрослости, и врачи вынуждены

их лечить медикаментозно. С первых дней, когда мать чувствует, что

ребенку "надо", она придает ему удобную позу, издает звук "псс" и,

если он все сделал, вознаграждает его чем-либо приятным (приласкает,

покормит).

Стирка пеленок может быть уменьшена в 10-15 раз. "Гигиенические

навыки" вырабатываются быстро (в Индии, Африке обучение

заканчивается в 4 месяца).

Ребенок не нуждается ни в мазях, ни в присыпках, ни в ежедневных

купаниях с мылом - его кожица и без этого остается чистой и сухой.

13. ВРОЖДЕННЫЕ РЕФЛЕКСЫ

Их у новорожденного насчитывают больше 20 (в том числе

хватательный, или рефлекс Робинзона, опорный, шаговый, ползания,

плавания и др.), но все они (кроме сосательного) считаются

атавистическими, совершенно не подкрепляются при уходе за малышом и

быстро исчезают. Вместе с ними исчезает возможность успешного

запуска многих способностей не только физических, но и умственных.

Очень полезно включение с первых дней жизни хватательного, шагового

рефлексов (перед кормлением), опорного (на 1-2 минуты после

кормления, чтобы срыгивал проглоченный при сосании воздух), а также

ползания, плавания (если позволяют условия) и др. Тренировка

врожденных рефлексов дает сильнейший толчок развитию

скелетно-мышечной системы, от которой зависит увеличение и развитие

головного мозга и укрепление всех внутренних органов (дети,

научившиеся плавать раньше, чем ходить, заметно опережают своих

сверстников в физическом и интеллектуальном отношении).

14. ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ

1. Если ребенок и мать находятся в разных палатах, мать лишена

физической близости с младенцем и возможности ухода за ним,

эмоционального общения и постоянного наблюдения, особенно нужного в

первое время привыкания друг к другу. Как следствие, возможно

ослабление материнской привязанности, а для младенца - задержка в

эмоциональном и психическом развитии - начало госпитализма.

2. Укладывание младенца на ночь ОТДЕЛЬНО от матери ведет к тому, что

ребенок может спать неспокойно, часто просыпается, плачет, просит

есть. Мать не высыпается. Закладываются начала неврозов у ребенка.

3. До сих пор живучие советы не брать ребенка на руки, не петь

колыбельных песен ведут к обеднению эмоциональной сферы,

неконтактности, задержке в развитии.

А если младенца не баюкали, не качали, то у него плохо развивается

вестибулярный аппарат и во взрослости его может "укачивать" на

пароходе, в самолете. Раньше во флот брали только деревенских

парней, которые в младенчестве прошли через "люльку" или "зыбку", то

есть энергичное и продолжительное качание.

4. Представление о крайней слабости, хрупкости, беспомощности

новорожденного заставляет чрезмерно нежно, мягко обращаться с

младенцем.

В сочетании с тугим пеленанием и термостатом такой сверхщадящий уход

ведет к расслаблению и задержке развития мышц, а значит, и всего

организма в целом.

5. Очень часто от самого младенца не требуется никакого усилия: его

перевертывают, держат, гладят, суют сосок прямо в рот, даже двигают

за него ручками, ножками ("гимнастика"!).

Здесь закладываются начала пассивности и потребительского отношения

к жизни: "радуюсь готовенькому!" - центр удовольствия возбуждается

от потребления. 1. Ребенок должен находиться вместе с матерью в

одной палате. Мать сама ухаживает за ним, иногда пользуясь помощью

медсестры. Только тогда мать сможет осуществить уход, который

необходим младенцу для полноценного развития.

2. Ночью мать спит вместе с ребенком, сохраняя физический и

эмоциональный контакт с ним, как это было во всей истории

человечества и сохранилось у народов неиндустриальных культур и у

всех млекопитающих. Мать высыпается. Сохраняются условия

формирования здоровой нервной системы у ребенка.

3. Надо брать малыша на руки, не дожидаясь детского плача, ласкать

его, разговаривать с ним, улыбаться и петь ему песни, баюкать на

руках, покачивать в кроватке или коляске. Но при этом половину

времени бодрствования предоставлять для его самостоятельной

деятельности и наблюдений - исследований.

Песни матери - это эмоциональный ввод ребенка в образный мир

нравственных переживаний и представлений, с которыми ему предстоит

жить.

4. Новорожденный не слаб, не хрупок, не беспомощен - он многое

может, поэтому обращение с ним должно быть осторожным, но

энергичным, тогда оно вызывает некоторое сопротивление малыша,

напряжение всех его мышц, которые быстро крепнут.

5. Очень важно как можно раньше давать младенцу возможность искать

(например, сосок), дотягиваться до пальцев взрослых, испытать

наслаждение, освобождаясь от пеленок, стоять, ходить, плавать,

висеть - самому напрячься.

Так закладывается активное отношение к жизни: "желаемого добиваюсь

сам и от этого испытываю радость" - центр удовольствия возбуждается

от преодоления и достижения цели.

15. УЧАСТИЕ ОТЦА

Призывов оберегать жену, помогать ей, заботиться и т. д., конечно,

хватает. Но при этом медицина считает вполне допустимой половую

жизнь после зачатия (сильнейший стресс, угнетающий доминанту

беременности и вызывающий разные отклонения от нормы).

Помощь жене при родах совершенно исключается так же, как и посещение

матери и ребенка после родов. Отец остро ощущает свою беспомощность

и непричастность к событию, которое происходит помимо него.

Впоследствии он мало принимает участие в уходе за малышом, трудно

привыкает к нему. У него может совсем не возникнуть отцовское

чувство; если разводится, легко оставляет ребенка с матерью.

Здоровье матери и ребенка во многом зависит от будущего отца.

Существенные ограничения своих желаний, связанные с положением жены,

должны восприниматься мужчиной с радостным чувством участия в

рождении ребенка. Создание оптимальных условий для самочувствия

будущей матери - главное доказательство любви и заботы близких,

особенно мужа.

Специальными исследованиями установлено, что, если мать дает отцу в

руки ГОЛЕНЬКОГО ребенка на 5 минут в первый час после рождения,

возникает сильное чувство отцовской привязанности к малышу и

ответственности за его жизнь и благополучие.

В некоторых странах (Франция) начинают допускать и даже поощрять

помощь отца при родах. На многих женщин это действует весьма

благотворно.

16. ГДЕ ЛУЧШЕ?

У нас в стране роды проводятся обязательно в специальных родильных

домах или отделениях. Акушеры не имеют права принимать роды на дому

без особых к тому показаний.

Однако преимущества родильного дома едва ли не перечеркиваются их

недостатками: холодная больничная обстановка, кругом чужие люди;

мать в пассивной роли "больной", которой нужна помощь, тогда как в

действительности она здорова и готовится к свершению ЧУДА

рождению новой жизни; роль отца сведена к нулю. Применение

стимуляторов, анестезии и др. препаратов превращает деторождение в

чисто медицинский случай и гасит материнский инстинкт. Позднее

прикладывание к груди и отлучение друг от друга - катастрофа для

матери и ребенка, влекущая за собой многие беды в дальнейшем.

Наиболее естественно протекают роды в привычной или очень

благоприятной обстановке: либо дома, в атмосфере радостного

ожидания, под наблюдением доброй опытной акушерки, ведущей и

беременность (в Голландии уже возвращаются к этому способу

родовспоможения), либо в условиях специальных пансионатов, где

супруги вместе ожидают начала родов и муж помогает жене

подготовиться к родам и благополучно перенести их (Франция, ФРГ).

По народным приметам роды в дубраве дарят новорожденному крепкое

здоровье на всю жизнь.

Роды в воде завоевывают признание, но пока находятся в стадии

исследования, хотя их природосообразность уже не вызывает сомнения.

Важно одно: все перечисленные случаи обеспечивают естественный ход

родов и послеродового периода - главное условие здоровья матери и

ребенка.

МОЛОКО МАТЕРИ

ПРИРОДА И НАУКА ГОЛОСУЮТ ЗА, А МАТЕРИ? Мы посвящаем отдельную главу этой проблеме, потому что, на наш взгляд, она требует особой сосредоточенности и внимания. Индустрия искусственного детского питания заполонила своей продукцией мир и продолжает бурно развиваться. Реклама гарантирует полноценную замену материнского молока удобными в приготовлении, абсолютно безвредными питательными смесями, которые не только обеспечивают высококачественное питание для младенцев всех возрастов, но и экономят матери время, способствуют сохранению ее фигуры, позволяют (наконец-то!) возложить бремя кормления на отцов и других родственников. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) призывает опомниться: "Природа ГОЛОСУЕТ ЗА ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ!" ("Здоровье мира", август - сентябрь, 1979). Ученые предупреждают: "Реклама вводит в заблуждение!", "Распространение раннего искусственного вскармливания... можно считать вариантом болезней цивилизации, имеющих отрицательное значение для детского здравоохранения" (Справочник по детской диететике, с. 29), "Всякая попытка вскармливания ребенка молоком другого биологического вида является, по существу, экологической катастрофой для этого ребенка, и тем более значимой, чем меньше его возраст" (там же; с. 29). Но эти призывы и предупреждения спрятаны в специальные журналы и научные труды, которых матери не читают. Впрочем, судя по всему, не читают и специалисты. Иначе чем же объяснить, что даже десять лет спустя после того, как были опубликованы (в справочнике для педиатров!) эти грозные выводы, директор Института педиатрии М. Я. Студеникин в своем главном популярном труде, предназначенном молодым матерям ("Книга о здоровье детей", 1988 г. 1 500 000 - тираж) спокойно сообщает: "Если у матери вообще мало молока, то ребенку дают прикорм" (с. 74), а дальше на пяти страницах - о смешанном и искусственном вскармливании. Вот что читают матери! То же и у других авторов: "Нет лучшего питания для ребенка, чем материнское молоко". Но! Буквально через страницу рекомендуют в случае, если натурального питания не хватает, то его "можно дополнить прикармливанием грудного ребенка искусственным питанием из современных молочных смесей" (1986, Трча С., Мы ждем ребенка. Прага, с. 102-104; 1979 г., Л. Пэрну, "Я воспитываю ребенка", Париж, с. 98: "Если.. ему не хватает материнского молока, необходимо покормить малыша еще молоком из бутылочки"; 1979 г., "Дошкольник", Педагогика, с. 103: "В тех случаях, когда у матери молока нет и... он находится на искусственном питании, кормление через соску наиболее удобно - месяцев до шести"; 1984 г., И. Н. Усов, Здоровый ребенок, Минск, Беларусь, с. 117: Если молока мало, "необходимо своевременно назначить ребенку докорм". Все то же самое, что и 20 лет назад: 1968 г., "Молодым родителям", сборник сотрудников Института педиатрии АМН, М., Медицина, с. 63: "При соблюдении правильного режима кормления, своевременном введении различных продуктов питания и их достаточном объеме можно добиться хорошего развития ребенка и при искусственном вскармливании").. Ну, и как тут матерям устоять? Думают: "Ничего страшного - вырастают же: вон какие на коробках нарисованы пухленькие да здоровенькие". Пухленькие - да! здоровенькие? - Нет! Повторим: "РЕКЛАМА ВВОДИТ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ!" - и добавим несколько выводов ученых о том, что ожидает ребенка, лишенного материнского молока (для убедительности - цитируем, подчеркнуто везде нами): 1. Задержка умственного развития. "Раннее включение в питание продуктов коровьего молока... может приводить к созданию в крови ребенка такого уровня аминокислот, который в эксперименте является токсичным для мозговой ткани и вызывает задержку ее развития" (Справочник, с. 24). 2. Задержка физического развития. "Темпы миелинизации нервных волокон, развитие функций анализаторов и даже двигательных навыков у детей на искусственном вскармливании могут быть более поздними" (с. 25). 3. Извращение эмоционального развития. "У экспериментальных животных вскармливание из бутылочки резко извращает родительское поведение, когда они сами становятся взрослыми" (с. 29). 4. Ожирение. "Тучность, возникающая в подростковом возрасте и даже у взрослого человека, имеет корни, уходящие в период раннего детства... особенно первые недели жизни ребенка..." (с. 24). 5. Болезненность. "...ребенок, находящийся на естественном вскармливании, редко и легче болеет". "Преимущества естественного вскармливания в плане противоинфекционной защиты могут быть сведены на нет даже умеренным включением в диету ребенка молочных смесей из коровьего молока" (с. 27). 6. Аллергия (в том числе диатезы). "...росту аллергических заболеваний способствует раннее введение в питание детей чужеродного белка и различных корригирующих продуктов. Аллергенами становятся разнообразные фруктовые соки, продукты прикорма и т. д." (с. 28). А дальше возможны "неустойчивый стул, экземы, аллергические риниты и катары верхних дыхательных путей, рецидивирующие средние отиты, астматические бронхиты и т. д." (с. 28). 7. Акселерация (ускорение роста и веса). "...при искусственном вскармливании детей смесями коровьего молока можно видеть... увеличение массы мышечной ткани и большую степень зрелости этой ткани..." (с. 29), что в конечном счете грозит ранним старением и сокращением продолжительности жизни. Достаточно ли примеров? А ведь это еще не все. Неужели такого "здоровенького" вам нужно? Давно известно, что с грудным кормлением связано здоровье и самой матери, "необходимое физиологическое созревание женского организма, его расцвет". "...Нормальная лактация и вскармливание хотя бы одного ребенка самым существенным образом снижают риск последующего возникновения рака молочных желез - одного из самых распространенных женских онкологических заболеваний". И наконец, "в плане психологическом показано, что у матери, вскормившей грудью ребенка, степень внимания, ласки и заботы к ребенку и в последующем остается более высокой, чем при вскармливании из рожка. Невротические реакции у таких женщин наблюдаются реже. Соответственно и отношения с другими членами семьи складываются более дружные и прочные" (с. 29). Можно было бы обойтись и без цитат, но они доказывают, что естественные процессы следует тщательно изучать, чтобы поступать "в тон и такт природе", а не вопреки ей. Либо ей надо просто подчиниться. Мы говорим: "впитать с молоком матери", то есть как бы заложить в человеке с младенчества многое из того, что определит его судьбу. Оказывается, это старое изречение имеет глубокую физиологическую подоплеку - лишнее доказательство того, что опытом и интуицией народа негоже пренебрегать никому - ни матери, ни врачу, ни научному деятелю, ни самой Науке.

 

 


читать далее

Содержание

- Мы и наши родители
 - Так мы начинали
 - Каша тут ни при чем
 - А кирпич вкусный?
 - Сообразил!
 - Про штанишки
 - Помощник не в шутку, а всерьез
 - В бабушкином "раю"
 - Приходится расхлебывать
 - Наша семья
 - Предсказания не сбываются
 - Как мы начинали
 - Трудное наше счастье
 - Первый час, первый день
 - Проблема пеленок
 - Он голодный!
 - Учимся понимать ребенка
 - Холод - доктор
 - Как было раньше
 - Холод - друг
 - И на солнышко
 - Зачем ползать?
 - Учимся ходить и падать
 - Движение - всему начало
 - На руках или в кроватке?
 - Внимание: опасность!
 - Мир познается самостоятельно
 - Игры и игрушки
 - Зачем так рано?
 - Без мамы плохо
 - Опрокинутая чашка
 - Это нельзя, а это можно
 - И маму надо пожалеть
 - Движение, движение, движение
 - Нас спрашивают: а если ребенок часто простужается?
 - Проблема питания
 - Наша спортивная комната
 - Сила, ловкость и осторожность
 - Результаты радуют
 - Дети пошли в школу и...
 - Что мы считаем важным
 - Главное - своевременное начало
 - И широкое поле деятельности
 - Любимые учебные пособия
 - Вместе с детьми
 - Гарантия от перегрузок
 - Главный итог - любознательность
 - А внимание, усидчивость, дисциплина?
 - И трудовые обязанности
 - Для себя или для других?
 - Ниточка-никиточка
 - И человеческие отношения
 - Для чего человек живет
 - Дети нас учат
 - Кто кого наказал?
 - Спасибо, отец, за науку!
 - Споры не ссоры
 - Забота о других
 - Микроб тщеславия
 - Волшебная сила искусства
 - Наши семейные праздники
 - О наших ошибках (1988 г.)
 - Коварство комфорта
 - Ожидая малыша
 Первый час и первая неделя жизни
 - Первое прикладывание к груди
 - Это чудо природы - молозиво
 - Почему пропадает молоко?
 - А теперь коротко о главном
 - Наши просьбы к врачам и сестрам родильного дома
 - Наши предложения работникам детских садов
 - Что думают ученые о способностях
 - Способности исполнительские и творческие
 - Новая гипотеза
 - Гипотеза объясняет факты
 - Опыт и проверка гипотезы
 - Школа и способные дети
 - Другие подтверждения правильности гипотезы
 - Поиски решения проблемы способностей
 - Заключение
 - Литература
 - И внуки