Na-svet.ru

Мать и Дитя

Разделы

Заочные лекции для матерей
 Кесарево сечение
 Азбука семейной жизни
 Как любить ребенка//Януш Корчак
 Происхождение детских неврозов и психотерапия//А.И.Захаров
 Мы и наши дети (Б. и Н. Никитины)
 Резервы здоровья наших детей (Б. и Л. Никитины)
 Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях
 Пренатальная психология
 Полезная информация
 Государственность и семья
 Семейный кодекс РФ
 Комментарий к Семейному кодексу РФ
 


11
1
2

Заочные лекции для матерей

Глава 20. Опека и попечительство над детьми

Комментарий к статье 145 кодекса

1. Пункт 1 ст.145 СК определяет, во-первых, над кем устанавливается опека или попечительство; во-вторых, в каких целях. На опеку (попечительство) могут быть переданы дети, оставшиеся без попечения родителей. К ним относятся перечисленные в п.3 ст.31 ГК, п.1 ст.121 СК (см. комментарий к этой статье). В качестве цели опеки и попечительства п.1 ст.31 ГК называет защиту прав и интересов, воспитание несовершеннолетнего. Несколько иначе обозначаются эти цели в п.1 комментируемой статьи - содержание, воспитание, образование, а также защита прав и интересов ребенка. Подобного рода различие не имеет принципиального характера и объясняется тем, что ГК рассматривает опеку и попечительство как гражданско-правовой институт, а для СК - это прежде всего форма устройства детей, оставшихся без родительской заботы.

2. Содержание ребенка есть непременная предпосылка его развития, роста. Оказание ему материальной поддержки со стороны его родителей относится поэтому к главным обязанностям матери и отца (см. п.1 ст.80 СК). Злостное уклонение от выполнения этих обязанностей является основанием для лишения родительских прав (см. ст.69 СК и комментарий к ней). Но если родителей нет либо они не могут или не хотят содержать своих несовершеннолетних детей, возникает проблема жизнеобеспечения последних, которая может быть решена путем возложения на опекуна или попечителя обязанности распорядиться причитающимися подопечному средствами (см. комментарий к п.1 ст.148 СК, п.5 ст.150 СК). С другой стороны, при отсутствии родительского попечения возникает необходимость обеспечивать и воспитание ребенка, на что он имеет право (см. п.1 ст.54 СК). Хотя СК не предусматривает в качестве самостоятельного право несовершеннолетнего на образование, само собой разумеется, что получение им основного общего образования - одна из важных предпосылок его воспитания, осуществляемого опекуном (попечителем). Таков еще один аспект жизни ребенка, без разносторонней заботы о котором он нормально существовать не может. Отсутствие такой заботы опять-таки может быть восполнено с помощью опекуна или попечителя, которому предстоит защищать все права и интересы своего подопечного. Их перечень содержит ст.148 СК (см. комментарий к этой статье). Вместе с тем п.1 ст.31 ГК обращает внимание на то обстоятельство, что защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан (в число которых входят несовершеннолетние) обеспечивается путем возложения на опекуна (попечителя) установленных законом прав и обязанностей (см. комментарий к ст.150 СК).

3. Согласно п.1 ст.32 ГК опека устанавливается над малолетними, к которым п.1 ст.29 ГК относит детей, не достигших четырнадцати лет. Права и обязанности опекуна по воспитанию подопечного, связанные с психическим, духовным, нравственным развитием ребенка, с определением способов его воспитания, выбором образовательного учреждения, обеспечением общения ребенка с его родителями, близкими родственниками, не зависят от степени зрелости подопечного, но каждый раз определяются педагогической целесообразностью. Лишь в некоторых исключительных случаях необходимо учитывать мнение самого несовершеннолетнего. Другое дело - защита имущественных прав ребенка, находящегося под опекой. Здесь опекун, восполняя отсутствующую дееспособность своего подопечного, совершает за него все юридически значимые действия (см. ст.60 СК и комментарий к ней). Но в любом случае при осуществлении и защите как личных, так и имущественных прав ребенка благодаря опекуну - своему законному представителю - несовершеннолетний становится полноценным участником любых правоотношений, его конституционные права как гражданина становятся реальностью.

4. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (п.1 ст.33 ГК). Таким образом, основанием для установления попечительства над ребенком служит возрастной критерий, а не его состояние. Однако при этом учитывается, что в этом возрасте он обладает достаточной психической, социальной зрелостью для самостоятельных действий и поступков. Правда, в части, касающейся осуществления им прав личного характера, защиты попечителем этих прав, разницы между опекой и попечительством по общему правилу не существует. Что же касается имущественных, жилищных прав подопечного, то их защита попечителем имеет свои особенности и осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства (см. комментарий к ст.60 СК, п.4 ст.150 СК и комментарий к нему).

Предоставление несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет относительной свободы, в том числе в гражданско-правовой сфере, не означает, что им вовсе не нужна помощь в осуществлении тех прав и обязанностей, обладателями которых они являются. Эта помощь (содействие) со стороны попечителя отличается большим разнообразием, может заключаться в совете, как поступить в данной ситуации, в посещении учреждений, организаций, способных так или иначе помочь подростку. Попечитель призван также ограждать своего подопечного от всякого рода злоупотреблений со стороны третьих лиц, выводить подростка из-под тлетворного влияния лиц с антисоциальными установками, бороться за трезвый образ его жизни и т.п. Здесь попечитель выступает в нескольких ролях: во-первых, как родитель, который не может безразлично относиться к своим детям, во-вторых, как их законный представитель, управомоченный в установленном законом порядке на защиту прав и интересов несовершеннолетнего, в-третьих, как лицо, содействующее в осуществлении подопечным своих прав и обязанностей.

5. По общему правилу опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка (п.1 ст.35 ГК). Согласно п.2 ст.20 ГК, п.28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (СЗ РФ, 1995, N 30, ст.2939), местом жительства несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет, считается место жительства его родителей. То же самое можно сказать о детях более старшего возраста. Таким образом, опека (попечительство) устанавливается не по фактическому местонахождению ребенка, а там, где зарегистрировано место его жительства. Чаще всего здесь легче выяснить, почему нет родителей, а если они есть, то почему не проявляют заботы о своих детях. Однако при наличии заслуживающих внимания обстоятельств опека (попечительство) устанавливается по месту жительства кандидата в опекуны или попечители (родители бросили ребенка и уехали в неизвестном направлении и его взял к себе кто-либо из родственников, желающих стать опекуном или попечителем; подросток уже живет в семье будущего попечителя и т.п.). Все документы, необходимые для установления опеки (попечительства), принимаются управомоченным на то лицом, которое готовит проект постановления органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Выносится это постановление главой местной администрации единолично. Оно обязательно для исполнения всеми юридическими, физическими лицами и действительно на всей территории Российской Федерации.

В случае проживания ребенка, подлежащего устройству на опеку (попечительство), и будущего опекуна (попечителя) на территории разных государств СНГ действует п.4 ст.33 Конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 22 января 1993 г., где сказано: "опекуном или попечителем лица, являющегося гражданином одной Договаривающейся Стороны, может быть назначен гражданин другой Договаривающейся Стороны, если он проживает на территории Стороны, где будет осуществляться опека или попечительство".

6. Постановление главы местной администрации об установлении опеки (попечительства), действия (бездействие) лиц, занимающихся повседневной работой по опеке (попечительству), могут быть обжалованы на общих основаниях в соответствии с п.2 ст.46 Конституции РФ, ст.1 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Обладают правом на обжалование следующие заинтересованные лица: родители (один из них), близкие родственники ребенка, подлежащего устройству на опеку (попечительство), воспитательные, медицинские учреждения, учреждения социальной защиты населения и др. Жалоба подается непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган исполнительной власти.

7. Установление опеки (попечительства) ГК связывает с определенным сроком - один месяц с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребенка (ст.35 ГК). Тем самым сводится к минимуму возможность его оставления без заботы со стороны лиц, управомоченных на защиту его прав и интересов. Если почему-либо в этот срок не удается оформить опеку (попечительство), органы опеки и попечительства действуют в соответствии с п.2 ст.123 СК (см. комментарий к этой статье).

8. После установления опеки (попечительства) опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение. Одновременно заводится личное дело подопечного, где хранится вся документация по опеке (попечительству), а также акты обследования условий жизни подопечного. Орган опеки и попечительства, выполняя требования п.3 ст.34 ГК, осуществляет постоянный надзор за деятельностью опекунов (попечителей) с помощью контрольных проверок, проводимых этим органом не менее двух раз в год. Надзор за выполнением обязанностей опекуна (попечителя) сочетается с оказанием ему различного рода помощи в воспитании подопечного, улучшении его быта, материального обеспечения и т.д.

9. Опека прекращается по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет. В таких случаях опекун автоматически становится попечителем без всякого дополнительного на этот счет решения (п.2 ст.40 ГК). Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении подопечным восемнадцати лет, а также в случае вступления его в брак (п.2 ст.21 ГК) либо в случае его эмансипации (ст.27 ГК). Кроме того, опека и попечительство могут прекратить свое существование вследствие освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей (ст.39 ГК).

10. Поскольку утрата попечения со стороны родителей не всегда носит постоянный характер, может возникнуть проблема освобождения опекуна (попечителя) от принятых им на себя обязательств. Так бывает, например, когда родители (один из них) возвращаются из мест лишения свободы, восстанавливают свое здоровье, меняют к лучшему свой образ жизни и т.п. В подобного рода случаях возвращение ребенка к родителям и прекращение вследствие этого опеки (попечительства) не всегда соответствует интересам ребенка. Поэтому такой возврат не может быть осуществлен автоматически. Не исключается возникновение при этом спора между не лишенным родительских прав родителем и опекуном (попечителем). Этот спор следует рассматривать по аналогии со ст.68 СК (см. комментарий к этой статье). При отказе родителям (одному из них) в иске опека (попечительство) сохраняется. После удовлетворения иска родителей (одного из них) опека (попечительство) прекращается с момента вступления решения суда в законную силу.

Усыновление подопечного опекуном или попечителем происходит достаточно часто. Не исключается также усыновление подопечного другими лицами, если это в интересах ребенка. В любом случае в результате усыновления подопечного меняется его семейно-правовой статус, а опека (попечительство) прекращается. Выносить специальное постановление об освобождении опекуна (попечителя) при этом не требуется.

Иногда опекун (попечитель) не может справиться со своими обязанностями по причинам как объективного, так и субъективного свойства. В этих случаях ребенок может быть помещен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения. Если подопечный по решению органа опеки и попечительства передается сюда на полное государственное попечение, существовавшая ранее опека (попечительство) прекращается. Выполнение обязанностей опекуна (попечителя) в таких случаях возлагается на администрацию детского учреждения (см. п.1 ст.147 СК и комментарий к нему).

11. Опекун (попечитель) не может беспричинно отказаться от заботы о ребенке. Но если уважительные причины (серьезная болезнь, инвалидность, тяжелые семейные обстоятельства и т.п.) не дают возможности должным образом осуществлять опекунские обязанности, то просьба опекуна (попечителя) об освобождении его от ранее принятых на себя обязательств подлежит удовлетворению, а опека (попечительство) прекращается на основании специального постановления органа опеки и попечительства. Если найти в таких случаях другого опекуна (попечителя) невозможно, орган опеки и попечительства призван оказать помощь в преодолении препятствий в осуществлении действующей опеки (попечительства).

12. От прекращения опеки (попечительства) путем освобождения опекуна (попечителя) следует отличать его отстранение от исполнения им своих обязанностей. Подлежит отстранению тот, кто не хочет заботиться о подопечном, защищать его права и интересы, выполнять опекунские обязанности. Отсутствие всяких усилий опекуна (попечителя), направленных на заботу о несовершеннолетнем в любых ее проявлениях, обязывает органы опеки и попечительства отстранить такого опекуна (попечителя) и вынести при этом соответствующее постановление. То же самое должно произойти, если опекун (попечитель) не просто бездействует, но совершает поступки, противоречащие интересам подопечного. При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия неправомерного поведения опекуна (попечителя). Все равно органу опеки и попечительства следует его отстранить. То же самое надлежит сделать, если опекун (попечитель) оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи, когда его жизнь, здоровье в опасности. Прекращая опеку (попечительство) в таких случаях, орган опеки и попечительства не только отстраняет опекуна (попечителя), но и вправе все имеющиеся у него материалы направить к прокурору. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию подопечного ребенка, если это связано с жестоким обращением с ребенком, опекун (попечитель) может быть привлечен к уголовной ответственности (ст.156 УК).

Комментарий к статье 146 кодекса

1. Пункт 2 ст.35 ГК запрещает быть опекунами (попечителями) несовершеннолетним, недееспособным, а также лишенным родительских прав лицам. При этом недееспособность подтверждается решением суда (п.1 ст.39 ГК), а лишение родительских прав - судебным решением, вынесенным в соответствии с требованиями ст.69, 70 СК (см. комментарий к ним). Пункт 2 ст.35 ГК полностью совпадает с п.1 ст.146 СК. На первый взгляд как гражданский, так и семейный кодексы дают исчерпывающий перечень абсолютных противопоказаний к назначению гражданина опекуном (попечителем). Между тем п.3 ст.35 ГК называет в качестве обязательного условия назначения опекуном (попечителем) согласие лица на выполнение опекунских обязанностей, что объяснить нетрудно. Только свободное волеизъявление, желание заменить ребенку родителей может быть предпосылкой успешного воспитания несовершеннолетнего, забота о котором не может строиться на принуждении. О своем намерении стать опекуном (попечителем) гражданин сообщает в заявлении, адресованном в орган опеки и попечительства по месту оформления опеки (попечительства). Его подпись на этом заявлении не подлежит удостоверению, изложенная в нем просьба подтверждается при подаче заявления, к которому прилагаются необходимые справки и документы (о месте жительства несовершеннолетнего и заявителя, с места учебы ребенка и с места работы будущего воспитателя и т.д.). Если в п.2 ст.35 ГК, п.1 ст.146 СК прямо говорится о том, кто не может быть опекуном (попечителем), то в п.3 ст.35 ГК, п.2 ст.146 СК это делается косвенным образом путем указания обстоятельств, которые следует учитывать при назначении как опекуна, так и попечителя:

- его нравственных и иных личных качеств;

- способности к выполнению обязанностей опекуна (попечителя);

- отношений, существующих между опекуном (попечителем) и ребенком;

- если это возможно, желания самого ребенка.

Все перечисленные обстоятельства напрямую связаны с возможностью создать благоприятные условия семейного воспитания ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Поэтому если поведение лица, желающего стать опекуном (попечителем) ребенка нельзя назвать нравственным, если для него характерны жадность, жестокость, нелюбовь к людям и иные подобные качества, на роль воспитателя подопечного он не годится. Под способностью к выполнению обязанностей опекуна (попечителя) следует понимать не педагогическую грамотность как таковую, а умение влиять положительным образом на развитие личности ребенка. Непременным условием успешного семейного воспитания служат добрые, доверительные, свободные от вражды и неприязни отношения воспитателя и воспитанника. Когда их нет, важно знать причину существующего антагонизма. Если он носит непреодолимый характер, данная опека (попечительство) состояться не может.

В отличие от усыновления (см. ст.132 СК и комментарий к ней) при передаче на опеку (попечительство) желание или, наоборот, нежелание несовершеннолетнего иметь своим опекуном (попечителем) заявителя правового значения не имеет независимо от его возраста. Но здесь тоже важно иметь представление о подлинных корнях существующей неприязни к возможному опекуну (попечителю) и постараться их преодолеть, так как ребенок даже подросткового возраста обычно стремится к независимости и плохо себе представляет, как он будет жить без лица, управомоченного защищать его права и интересы.

2. Содержащийся в п.3 ст.35 ГК, п.2 ст.146 СК перечень обстоятельств, делающих нежелательной данную опеку (попечительство), имеет емкое содержание, а потому может уточняться и дополняться в рамках требований, закрепленных гражданским и семейным законодательством (см. комментарий к п.3 ст.146 СК). Вместе с тем на практике нередко возникает необходимость в оценке отношения членов семьи будущего опекуна (попечителя) к предстоящим в их семье переменам, связанным с появлением в ней несовершеннолетнего подопечного. Эффективность опеки (попечительства), несомненно, во многом зависит от микроклимата в семье, где живет или будет жить ребенок, отношения к нему супруга (супруги) опекуна или попечителя, его детей. Поэтому, чтобы хорошо представлять, каково будет ребенку с лицом, заменяющим родителей, желательно знать, как к нему относятся другие взрослые члены приемной семьи. Их согласие (несогласие) на опеку (попечительство) правового значения не имеет, но подлежит оценке наравне со всеми другими связанными с воспитанием подопечного факторами.

3. Ориентация на подбор опекуна (попечителя), способного обеспечить в первую очередь надлежащее семейное воспитание подопечного, позволила в качестве самостоятельного выделить п.3 ст.146 СК, который детализирует, кто еще не может быть опекуном (попечителем). Соответствующий перечень не выходит по существу за рамки требований п.2 ст.35 ГК. Само собой разумеется, что не могут стать опекунами (попечителями) лица, страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией, поскольку сам по себе хронический алкоголизм либо наркомания представляет опасность для жизни, здоровья и воспитания ребенка (см. комментарий к ст.69 СК). То же самое можно сказать о лицах, чьи родительские права ограничены судом (см. п.1, 2 ст.73 СК и комментарий к ним). Отстранение от выполнения обязанностей опекуна (попечителя) относится к редким событиям. Но вовсе избежать ошибки в выборе опекуна (попечителя) невозможно, особенно если учесть, что опекун (попечитель) назначается в ситуации, когда медлить с устройством ребенка нельзя. Поэтому здесь случаются ошибки, влекущие за собою ухудшение положения ребенка, оставшегося без попечения родителей, из-за злоупотребления опекуном (попечителем) своими правами и обязанностями. И доверить ему судьбу другого ребенка - недопустимый риск.

Перечисленные в п.1 ст.141 СК основания к отмене усыновления имеют непосредственное отношение к нарушению прав усыновленного ребенка лицом, заменившим родителя (см. комментарий к ст.141 СК). Причем речь идет о таких его действиях и поступках, которые представляют опасность для жизни, здоровья, воспитания несовершеннолетнего (уклонение от принятых на себя обязанностей родителя, злоупотребление приобретенными родительскими правами, жестокое обращение с усыновленным ребенком, хронический алкоголизм и наркомания). Ни одно из перечисленных обстоятельств, даже если оно касается прошлого и другого ребенка, не позволяет доверить такому претенденту на опеку (попечительство) судьбу любого несовершеннолетнего.

Пункт 1 ст.127 СК не разрешает быть усыновителем лицу, которое по состоянию здоровья не может осуществлять родительские права (см. комментарий к п.1 ст.127 СК). Само собой разумеется, что это лицо не вправе стать и опекуном (попечителем), поскольку подобного рода миссию выполняют лишь те, кто способен осуществлять надлежащее семейное воспитание ребенка.

Комментарий к статье 147 кодекса

1. Отсутствие возможности устроить ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью делает необходимой его передачу на полное государственное попечение в одно из детских учреждений: дом ребенка; детский дом смешанного типа для детей раннего (с 1,5 до 3-х лет), дошкольного и школьного возраста; школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальную (коррекционную) школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; дом инвалидов и др. Опекуны (попечители) таким детям не назначаются. Согласно п.4 ст.35 ГК их опекунами и попечителями являются соответствующие учреждения. Развивая это положение ГК, п.1 ст.147 СК возлагает обязанности опекунов (попечителей) в таких случаях на администрацию учреждения, воспитанником которого является ребенок, т.е. на главного врача, директора и т.п., а не на лечащего врача, воспитателя-педагога и т.п. Поэтому руководитель любого из названных учреждений выполняет не только свои функциональные обязанности, но и обязанности опекуна (попечителя) своего воспитанника. При этом не имеет значения, есть ли у ребенка родители или родственники. Сам по себе факт передачи несовершеннолетнего на полное государственное попечение означает, что всю заботу о воспитаннике, защиту его прав и интересов берет на себя государство в лице соответствующего учреждения. Свои отношения с родителями ребенка, его родственниками руководитель учреждения строит в соответствии с правилами педагогического свойства, а также с требованиями СК (ст.55, 67, 75 и др.). Защита имущественных, жилищных прав воспитанника осуществляется ими по правилам, предусмотренным ст.26, 28, 37, 38 ГК, a также ст.60, 149 СК (см. комментарий к ним). Однако надо признать, что роль администрации детского интернатного учреждения как опекуна (попечителя) воспитанника нуждается в более тщательной регламентации Уставом (Положением) соответствующего учреждения.

2. После передачи ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью опекуна (попечителя) органы опеки и попечительства обязаны оказывать ему всяческую помощь как в воспитании, так и в организации его лечения, отдыха, в решении разного рода проблем, возникающих в опекунской семье. Решаются эти проблемы по-разному, в том числе путем устройства подопечного для оздоровления, обучения в одно из интернатных учреждений на время. Это тем более важно, что довольно часто опекунами (попечителями) назначаются близкие ребенку лица пенсионного возраста, которым подчас трудно одним осуществлять свои обязанности. При временном устройстве подопечного в одно из детских интернатных учреждений медицинского, педагогического и др. профиля права и обязанности опекуна (попечителя) сохраняются. Он по-прежнему защищает права и интересы подопечного, принимает участие в его воспитании, а в выходные, каникулярные дни делает это лично. Если почему-либо всякий личный контакт между подопечным и его опекуном (попечителем) прекратился без уважительных к тому причин, органам опеки и попечительства по ходатайству администрации детского учреждения следует прекратить опеку (попечительство) и принять меры по дальнейшему устройству ребенка.

3. Пункт 1 ст.121 СК, возлагая на органы опеки и попечительства функции по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, их устройству предусматривает осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания, образования. Развивая это положение п.2 ст.147 СК предусматривает, что органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. Тем самым создается дополнительная и очень важная предпосылка для защиты прав, интересов особой категории детей, оставшихся без семьи. Четких правил осуществления такого контроля, порядка его проведения пока не существует. Его следует предусмотреть в Уставах соответствующих муниципальных образований (см. п.2 ст.121 СК и комментарий к нему).

4. Особое место принадлежит защите прав выпускников детских учреждений, перечисленных п.1 ст.147 СК. Находясь на пороге самостоятельной жизни, они как никто другой нуждаются в поддержке и помощи со стороны государства. В противном случае могут сойти на нет все многолетние и дорогостоящие усилия, направленные на их развитие и воспитание.

К выпускникам перечисленных в СК учреждений следует отнести тех, кто завершил курс обучения, оздоровления, социальной реабилитации и получил удостоверяющий этот факт документ. До этого момента содержащиеся в интернатном учреждении дети пользуются правами, перечисленными ст.149 СК (см. комментарий к ней). После выхода за стены интернатского учреждения выпускник любого возраста становится обладателем целого ряда прав. В их числе права, призванные обеспечить:

- социальную адаптацию, возможность повышения профессионального уровня, образования;

- источник существования;

- трудоустройство;

- жилье.

5. Поддержка детей, находящихся в особо трудных условиях, в число которых входят и выпускники детских интернатных учреждений, является одной из основных целей и задач государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года. В Основных направлениях этой политики, утвержденных Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г., специально выделяется поддержка детей-сирот (СЗ РФ, 1995, N 38, ст.3669). Особый смысл имеет эта поддержка, когда оставшийся без родительского попечения воспитанник интернатского учреждения начинает свою самостоятельную жизнь. Не оставляет без внимания несовершеннолетних, принадлежащих к наиболее социально уязвимым группам детей и молодежи, Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28 июня 1995 г., где говорится об осуществлении деятельности, направленной на их интеграцию в обществе, профессиональную подготовку, повышение уровня образования, культуры (СЗ РФ, 1995, N 27, ст.2503). С другой стороны, ст.16 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 7 декабря 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 50, ст.4872) рассматривает как основание для бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб трудную жизненную ситуацию, под которой понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (...сиротство, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства..., одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно (ст.34). Все это грозит оставшемуся без семьи, жилья, средств к существованию выпускнику детского интернатного учреждения. Поэтому он, его жизнь должны более активно включаться в сферу внимания социального обслуживания с тем, чтобы ему легче было адаптироваться в окружающей его действительности.

6. Расширяет возможности повышения профессионального уровня, образования выпускника детского интернатного учреждения и постановление Правительства РФ "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 20 июня 1992 г. N 409 (Семейное законодательство. Сб. нормативных актов и документов. М., 1995 г. С.331-333). Согласно п.4 этого постановления выпускникам учебно-воспитательных учреждений всех типов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в профессиональные, средние, специальные и высшие учебные заведения выдают комплект новой одежды, обуви, а также единовременное денежное пособие в сумме двух минимальных размеров оплаты труда. Примерный перечень подлежащей выдаче выпускнику одежды содержится в письме Министерства образования РФ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой и обувью при поступлении их в начальные, средние, высшие профессиональные образовательные учреждения" от 11 октября 1993 г. ("Вестник образования", 1994, N 2, с.53). Кроме того, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах профессиональных, средних специальных и высших учебных заведений независимо от их ведомственной подчиненности зачисляются на полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия не ниже 80% минимальной гарантированной стипендии, установленной для студентов и учащихся высших, средних специальных и всех типов профессиональных учебных заведений, а также ежегодное пособие в размере месячной стипендии до окончания ими обучения (п.5 этого постановления).

7. К источникам существования выпускника детского учреждения интернатного типа, не достигшего 18-ти лет, относится пенсия по случаю потери кормильца. Если выпускник учится, то он сохраняет право на получение этой пенсии до окончания профессионального обучения в очных учебных заведениях, но не более чем до 23-х лет (ст.51 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР"). Поскольку причитающаяся воспитаннику пенсия по случаю потери кормильца, социальная пенсия, выплачиваемая на детей, потерявших кормильцев, перечисляется на личный счет несовершеннолетнего в Сберегательном банке, по выходе из детского учреждения накапливается сумма, которая также составляет источник его существования. То же самое можно сказать о причитающихся воспитаннику алиментах. Согласно п.2 ст.84 СК эти учреждения вправе помещать получаемые на воспитанника алименты в банк. При выпуске сумма полученных на воспитанника алиментов и 50% дохода от их обращения зачисляется на счет, открытый на имя ребенка в отделении Сбербанка РФ.

Несомненно, призваны помочь выпускнику, не имеющему ни материальной, ни моральной поддержки, правила ст.35 Типового положения "Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденные постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 (СЗ РФ, 1995, N 28, ст.2693), согласно которым выпускники учреждения, обучающиеся в учреждении начального, среднего и высшего профессионального образования и приезжающие в учреждение в выходные и праздничные дни или на каникулярное время, могут по решению администрации учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание. Администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешать временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в учреждении своим выпускникам до их трудоустройства или начала дальнейшего обучения. Причем никаких возрастных ограничений на этот счет указанное Типовое положение не делает.

Решению проблемы трудоустройства выпускников детских учреждений интернатного типа призвана способствовать ст.181 КЗоТ в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 48, ст.4564), где сказано: "Работодатель обязан принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18-ти лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, и других), направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства, в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Отказ в приеме на работу в счет установленной квоты лицам, указанным в ч.1 настоящей статьи, запрещается и может быть обжалован ими в суд. За отказ в приеме на работу лиц, указанных в ч.1 настоящей статьи, работодатель несет ответственность в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации".

8. Нормальное существование выпускника интернатного учреждения невозможно без получения им жилья. Оно предоставляется ему либо в соответствии с п.2 ст.37 ЖК либо согласно п.3 ст.60 того же Кодекса (см. комментарий к п.1 ст.149 СК). Но чтобы использовать действующие правила, необходимо, во-первых, при оформлении поступления ребенка в детское учреждение интернатного типа не оставить без внимания документы, относящиеся к праву несовершеннолетнего на жилье (его часть), во-вторых, субъектам Российской Федерации необходимо ежегодно выделять жилую площадь для обеспечения выпускников детских домов и школ-интернатов, не имеющих жилья. В постановлении правительства Москвы "Об обеспечении жильем выпускников сиротских учреждений города" от 6 апреля 1993 г. ("Вестник образования", 1994, N 8) на этот счет сказано: "Предоставить выпускникам сиротских учреждений жилую площадь распоряжением префекта, не позднее 1 июня текущего года в соответствии с действующими нормативами на основании документа, подтверждающего право воспитанника на жилую площадь, ранее занимаемую им или его родителями, или временной прописки в сиротском учреждении детей, от которых родители отказались или подкинули".

9. Согласно ст.28 Типового положения "Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", воспитаннику при выпуске выдают не только свидетельство о рождении (паспорт), документ об образовании, но и документы, подтверждающие право на имущество, денежные средства, жилую площадь, ранее занимаемую им или его родителями, пенсионную книжку, исполнительный лист на взыскание алиментов, ценные бумаги, если таковые имелись, и др.

10. Защита прав выпускников детских учреждений, перечисленных в п.1 ст.147 СК, возлагается на органы опеки и попечительства, поскольку попечительство над воспитанником со стороны администрации учреждения прекращается по его выходе из стен этого учреждения. Если выпускник не достиг совершеннолетия и ему назначен попечитель в установленном законом порядке, защиту прав и интересов ребенка осуществляет этот попечитель. Органы опеки и попечительства оказывают ему необходимую помощь. Когда выпускнику исполнилось 18 лет, органы опеки и попечительства делают все необходимое, чтобы помочь ему защищать свои права и интересы. Если выпускнику нет 18 лет, а попечителя для него найти не удается, на органы опеки и попечительства возлагаются целиком и полностью функции попечителя такого несовершеннолетнего. Вся работа по охране прав выпускника-подростка может быть поручена органами опеки и попечительства администрации детского учреждения в лице его руководителя. В любом случае подобного рода поручение должно быть адресным.

Надо полагать, что органы опеки и попечительства осуществляют не только контроль за условиями содержания, воспитания, образования детей - воспитанников детских учреждений, но и проверяют, как защищаются права их выпускников, следят за тем, чтобы в личном деле воспитанника были все документы, позволяющие защитить его интересы после выпуска.

Комментарий к статье 148 кодекса

1. Специально выделяя права детей, находящихся под опекой (попечительством), СК подчеркивает, что оставшийся без попечения родителей ребенок, с одной стороны, ничем не отличается от любого несовершеннолетнего, с другой, - находится в особом положении. Каждый подопечный имеет прежде всего право на воспитание в семье, но теперь это семья опекуна (попечителя). И только в исключительных случаях, когда опекун (попечитель) не может по уважительным причинам сам осуществлять воспитание, он вправе прибегнуть к временной помощи детского учреждения (см. п.1 ст.147 СК и комментарий к нему). Отсюда проистекает право несовершеннолетнего на заботу со стороны опекуна (попечителя), заменяющего родителей. По всем своим параметрам эта забота совпадает с родительской, идет ли речь о правах и обязанностях, предусмотренных СК, или имеется в виду соблюдение правил нравственного порядка.

2. Личное воспитание несовершеннолетнего опекуном (попечителем) предполагает существование непосредственного и постоянного контакта между воспитанником и воспитателем, даже если место их проживания зарегистрировано по разным адресам. Поэтому по общему правилу они должны жить вместе (п.2 ст.36 ГК). Исключение ГК делает только для подростков, достигших шестнадцати лет, на что требуется согласие органов опеки и попечительства при условии, если раздельное проживание не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Чаще всего живут отдельно дети, чье поведение, поступки свидетельствуют об умении распоряжаться своей самостоятельностью. Это обычно работающие или обучающиеся в средних, высших учебных заведениях несовершеннолетние. Но даже тогда, когда нет оснований для беспокойства, попечитель обязан регулярно посещать своего подопечного. Что же касается детей более раннего возраста, то правило о совместном проживании опекуна и подопечного применительно к ним исключений не имеет: они всегда должны жить вместе. Однако в любом случае, живет ли опекун (попечитель) на площади своего подопечного или, наоборот, последний на площади своего опекуна (попечителя), ни один из них не приобретает права на жилую площадь другого (ч.3 ст.54, п.5 ст.60 ЖК).

3. Эффективность опеки (попечительства) зависит от множества обстоятельств. В самом общем виде их можно обозначить как условия содержания, воспитания, образования, всестороннего развития.

Об обязанностях опекуна (попечителя) по содержанию своего подопечного СК не говорит. Но поскольку ребенок, находящийся под опекой (попечительством), имеет право на обеспечение условий для своего содержания, надо полагать, что, во-первых, эти условия ему гарантирует государство, во-вторых, опекун (попечитель), распоряжаясь предназначенными для несовершеннолетнего средствами, создает условия для его содержания.

К источникам средств существования подопечного, предоставляемых ему государством, относятся денежные средства на содержание опекаемых детей (см. п.5 ст.150 и комментарий к нему), а в случаях, когда они не выплачиваются - пособия, причитающиеся гражданам, имеющим детей (см. комментарий к п.2 ст.60 СК).

Согласно ст.3 Соглашения стран СНГ "О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов" от 9 сентября 1994 г. "гарантированная государственная социальная помощь гражданам, имеющим детей, осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством Стороны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей (лицом, его заменяющим). Причем каждая из Сторон на своей территории не будет устанавливать каких-либо ограничений по признаку гражданства на получение гарантированной государственной социальной помощи лицами, имеющими детей (ст.2 Соглашения) (Охрана прав несовершеннолетних. Сборник нормативно-правовых документов. М., 1995, с.72).

Материальную базу для подопечного составляют и получаемые им алименты, которые в соответствии с п.1 ст.84 СК выплачиваются его опекуну (попечителю). Если алименты на ребенка не выплачиваются, опекун (попечитель) должен принять меры к их получению с родителей ребенка. Отказ от получения алиментов на несовершеннолетних детей не допускается (см. комментарий к ст.80 СК).

Поскольку ребенок имеет право на собственные доходы (см. п.3 ст.60 СК), эти доходы в свою очередь служат созданию условий его содержания. Порядок распоряжения причитающимися подопечному средствами определяется ст.26 и 28 ГК (см. комментарий к п.1, 2, 3 ст.60 СК).

Облегчают условия содержания подопечного и различного рода льготы, в числе которых бесплатный проезд в общественном городском (пригородном) транспорте (кроме такси) на основании единого билета (п.1 Приложения к Положению "О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)" (Вестник образования. 1993 г. N 5, с.50).

4. Как бы ни складывалась судьба ребенка, оставшегося без попечения родителей, находящийся на опеке (попечительстве) несовершеннолетний должен получить основное общее образование, то есть окончить 9 классов. Обеспечивая это право подопечного, опекун (попечитель) действует в рамках требований, сформулированных в п.2 ст.63 СК, п.1 ст.150 СК (см. комментарий к этим статьям).

5. С правом подопечного на обеспечение условий воспитания, образования, содержания напрямую связана предоставляемая ему возможность всесторонне развиваться. И способствует реализации этого права оказание подопечному со стороны органов опеки и попечительства различной помощи в получении им дополнительного образования, приобщении к миру творчества, искусству, расширению знаний благодаря международному туризму и т.п.

6. Уважение человеческого достоинства подопечного ребенка как его право СК выделяет особо. Делается это с целью помочь осиротевшему ребенку не почувствовать своей ущербности. Пункт 1 ст.148 СК и в этой части имеет глубокий педагогический подтекст.

7. Особое значение для подопечного имеет его право на жилое помещение. Его он может получить в дар, по наследству либо в результате приватизации, а также купить на собственные средства. Передача на опеку (попечительство) несовершеннолетнего не прекращает права собственности ребенка на принадлежащее ему имущество, в частности на жилое помещение. Поэтому и в этих случаях действуют правила, предусмотренные ст.288-290, 292, 293 ГК. Однако поскольку подопечный не может самостоятельно распоряжаться такой собственностью, как жилое помещение, это делает его опекун (попечитель) в соответствии с требованиями ст.37 ГК (см. п.3 ст.60 СК и комментарий к нему).

Что касается пользования подопечным жилым помещением, когда оно есть, на этот счет действуют правила, предусмотренные ст.671-688 ГК. Когда же у подопечного жилого помещения нет, он имеет право на его получение вне очереди согласно п.3 ст.37 ЖК.

8. Право каждого ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих) предусматривается п.2 ст.56 СК. Статья 148 СК повторяет это правило применительно к опекунам (попечителям). Термин "злоупотребление" понимается широко: использование антипедагогических приемов воспитания, трата причитающихся ребенку средств на собственные нужды и т.п. Когда же злоупотребление опекуном (попечителем) своими обязанностями способно причинить или причинило подопечному значительный вред (его воспитанию, развитию, содержанию и др.), органы опеки и попечительства вправе прекратить опеку (попечительство) путем отстранения опекуна (попечителя) в соответствии с п.3 ст.39 ГК (см. п.3 ст.145 СК и комментарий к нему).

9. Любой подопечный имеет все те права, которыми СК наделяет каждого ребенка: на общение с родителями и другими родственниками, на защиту, на выражение своего мнения (см. ст.55-57 СК и комментарий к ним).

10. Статья 148 СК посвящается правам подопечных в семье. Однако следует иметь в виду, что они, как и все дети в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, самостоятельно несут ответственность за причиненный ими вред на общих основаниях (ст.1074 ГК). На лиц, находившихся под опекой (попечительством), не возлагается обязанность платить алименты на содержание бывших опекунов (попечителей) - п.3 ст.96 СК.

Комментарий к статье 149 кодекса

1. Права детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения, впервые рассматриваются особо. Это объясняется тем, что речь идет о несовершеннолетних, которых почему-либо не удалось устроить в приемную семью, а потому они попали на полное государственное попечение. Надо полагать, что положения ст.149 СК не распространяются на детей, временно находящихся в перечисленных учреждениях, когда есть родители, заменяющие их лица, которые осуществляют все права и обязанности, предусмотренные СК. Любой воспитанник детского интернатного учреждения имеет все те права, обладателем которых является каждый несовершеннолетний (см. п.1 ст.54, п.1 ст.148 СК и комментарий к ним). Более того, он, не находясь в семье, имеет право иметь ее. Это право осуществляется, во-первых, путем передачи его на опеку (попечительство), усыновление, в приемную семью (см. п.2-4 ст.122 СК и комментарий к ним); во-вторых, посредством комплектования детских учреждений для осиротевших детей, организационно приближенных к семейным условиям воспитания.

2. Специально правам воспитанников - детей, оставшихся без попечения родителей, посвящена ст.30 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она предусматривает право детей на:

- бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

- защиту своих прав и интересов;

- уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;

- удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;

- защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

- развитие своих творческих способностей и интересов;

- получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии.

Реализация этих прав способствует осуществлению зафиксированных в п.1 ст.149 СК положений относительно содержания, воспитания, образования, развития несовершеннолетнего. Тем более, что одна из основных задач указанных учреждений - создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности ребенка (ст.2 Типового положения).

3. На каждого несовершеннолетнего, направляемого в одно из указанных в п.1 ст.149 СК учреждений, представляют в числе прочих документов пенсионную книжку ребенка, получающего пенсию, копию решения суда о взыскании алиментов, ценные бумаги (при получении их на ребенка родителями или лицом, их заменяющим). Причитающиеся воспитаннику пенсия по случаю потери кормильца и социальные пенсии, установленные для детей, потерявших кормильцев, подлежат перечислению на личный счет ребенка: в размере 50% - на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери; 25% - на детей, утративших одного из родителей. В таком же размере выплачиваются и социальные пенсии (ст.73 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" с последующими изменениями и дополнениями. Порядок использования алиментов определен ст.84 СК (см. комментарий к ней).

Если до устройства ребенка в дом ребенка, дом-интернат и другие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пенсии и пособия своевременно не были назначены или когда смерть родителей (одного из них) произошла в период пребывания ребенка в детском учреждении, администрация этого учреждения представляет в отдел социальной защиты населения (по месту нахождения детского учреждения) заявление о назначении пенсии, пособия воспитаннику и имеющиеся в ее распоряжении соответствующие документы. При необходимости отдел социальной защиты населения запрашивает все недостающие документы для назначения пособия, пенсии. В случае отсутствия документов, подтверждающих трудовой стаж родителей, ребенку назначается и выплачивается социальная пенсия, установленная на детей, потерявших родителей (Инструктивное письмо Министерства образования РФ и Министерства социальной защиты населения РФ от 15 июля 1992 г. - "Вестник образования", 1993, N 8, с.88). То же самое можно сказать об алиментах. Если они почему-либо не взысканы, администрации детского учреждения предстоит это сделать (см. комментарий к ст.80 СК). Все вещи, которые воспитанник учреждения приобретает на свои собственные средства, являются его собственностью, о чем следует сделать пометку в личном деле несовершеннолетнего.

На детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в одном из перечисленных учреждений, распространяются правила относительно права собственности на жилое помещение, пользование жилым помещением, на получение жилого помещения (см. п.3 ст.60, п.3 ст.147, п.1 ст.148 СК и комментарий к ним).

Проблемы, связанные с трудоустройством воспитанника детского учреждения, возникают при его выпуске (см. п.3 ст.147 СК и комментарий к нему).

Комментарий к статье 150 кодекса

1. Как опекун, так и попечитель имеют одинаковые права и обязанности по воспитанию своих подопечных. Они по существу совпадают с правами и обязанностями родителей в отношении своих детей (см. комментарий к ст.63 СК). Пункт 1 ст.150 СК не говорит только о заботе о психическом здоровье подопечного, что не имеет какого-либо подтекста, ибо эта забота сама собой разумеется.

2. Права и обязанности опекуна (попечителя) ограничены по времени. Они прекращаются с достижением подопечным совершеннолетия, а также в случаях, когда несовершеннолетний вступает в брак (п.2 ст.21 ГК) или объявляется его эмансипация (п.1 ст.27 ГК). Основанием для прекращения прав и обязанностей опекуна (попечителя) служит также его освобождение или отстранение в случаях, предусмотренных ст.39 ГК (см. п.3 ст.145 СК и комментарий к нему). И наконец, опекун (попечитель) перестает быть обладателем этих прав, если опека (попечительство) установлена на определенный период времени, обозначенный в решении (постановлении) органа опеки и попечительства (например, до 1 января 19... года, на один год с момента.., на период длительной командировки родителя с ... по ... и т.д.). Прекращение прав и обязанностей опекуна (попечителя) касается как личной, так и имущественной сфер жизни ребенка, находившегося под опекой (попечительством).

3. Опекун (попечитель), так же как и родитель, вправе самостоятельно определять способы воспитания своего подопечного. Однако при этом ему следует учитывать, во-первых, мнение ребенка, во-вторых, рекомендации органов опеки и попечительства. Правило относительно учета мнения ребенка касается по смыслу п.1 ст.150 СК детей любого возраста, способных самостоятельно его выразить. Подобного рода предписание больше носит рекомендательный характер и имеет педагогическое содержание, ориентирующее на установление в опекунской семье благоприятной атмосферы воспитания. Поскольку опека (попечительство) является контролируемой формой семейного воспитания, в необходимых случаях опекун (попечитель), во-первых, может обратиться за советом в органы опеки и попечительства, во-вторых, этот орган вправе корректировать действия и поступки опекуна (попечителя) как воспитателя. Опекун (попечитель) имеет также права на различного рода льготы, помогающие ему осуществлять воспитание подопечного. Так, согласно ч.1 ст.163.1 КЗоТ в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 163.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации" от 15 февраля 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 8, ст.599) опекуну, попечителю для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Само собой разумеется, что опекуны (попечители) при осуществлении своих прав, исполнении обязанностей по отношению к подопечному не вправе нарушать требования СК, предъявляемые к родителям (см. п.1 ст.65 СК и комментарий к нему). Но если родители, нарушающие права своих детей, могут быть лишены родительских прав, ограничены в своих родительских правах, то опекун (попечитель) может быть отстранен (см. п.3 ст.145 СК и комментарий к нему). Кроме того, подопечный может быть отобран у него на основании п.1 ст.77 СК (см. комментарий к ней) с последующим прекращением опеки и попечительства.

4. Опекун (попечитель) так же как и родитель, с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения подопечного до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение несовершеннолетним основного общего образования (см. п.1 ст.63 СК и комментарий к нему).

5. При осуществлении опекуном (попечителем) своих прав и обязанностей как по воспитанию подопечного, так и по обеспечению его образования может возникнуть проблема, связанная с участием в решении всех этих вопросов родителя, не лишенного родительских прав.

Поскольку опекун (попечитель) управомочен государством в установленном законом порядке защищать права, интересы недееспособных или не полностью дееспособных граждан, в том числе несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (п.1 ст.31 ГК), то от его воли зависит, привлекать или нет родителя к решению вопросов, связанных с воспитанием и образованием подопечного ребенка. Он является в подобного рода ситуации единственным законным представителем ребенка и выступает в этом качестве в отношениях с любыми физическими, юридическими лицами, в частности, с учебными, медицинскими учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, в суде.

6. Опекун несет ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним подопечным, не достигшим четырнадцати лет, в соответствии со ст.1073 ГК. Причем обязанность возместить вред, причиненный малолетним (не достигшим 14-ти лет), не прекращается с достижением им совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда (п.4 ст.1073 ГК). За подопечных в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет опекун (попечитель) несет ответственность по правилам, предусмотренным ст.1074 ГК.

7. Пункт 2 ст.150 СК предусматривает защиту прав опекуна (попечителя), которые он приобрел в установленном законом порядке. Эта защита заключается в предоставлении опекуну (попечителю) возможности требовать по суду возврата подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных к тому оснований (без решения суда о передаче ребенка на воспитание, решения об усыновлении, о передаче под опеку (попечительство), в приемную семью и т.п.), в т.ч. от близких родственников ребенка: родителей, дедушки, бабушки, братьев и сестер. Представляется, что требовать возврата подопечного от родителей опекун (попечитель) вправе в случаях, если они признаны недееспособными, лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, а также признаны ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Пункт 2 ст.150 СК использует термин "от любых лиц". Следовательно, опекун (попечитель) может требовать возврата подопечного и из детского учреждения интернатного типа, где почему-либо без согласия на то опекуна (попечителя) оказался несовершеннолетний.

При рассмотрении иска опекуна (попечителя) о возврате ему подопечного соблюдаются все требования, предъявляемые СК к делам подобного рода, поскольку речь идет о споре, связанном с воспитанием ребенка (учитывается мнение ребенка, все обстоятельства, определяющие педагогическую сторону спора, заключение органа опеки и попечительства как обязательного участника судебного процесса и др.). Рассмотрение иска о возврате ребенка осуществляется по правилам гражданско-процессуального законодательства. Суд может отказать в иске, если придет к выводу, что удовлетворение иска не отвечает интересам ребенка. Для правильного их определения важно знать, почему подопечный оказался в другой семье (убежал, был увезен силой и т.п.). Не исключено, что при рассмотрении такого иска суд придет к выводу, что ни опекун (попечитель), ни лицо, удерживающее ребенка, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание. Тогда ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства, после чего опека (попечительство) прекращается путем вынесения соответствующего решения (постановления) органа опеки и попечительства, основанного на решении суда.

8. Утрата ребенком попечения родителей, чем бы она ни вызывалась, и последующее его устройство под опеку (попечительство) сочетается с сохранением привязанности ребенка к своим родителям, желанием видеться с ними. Искусственным образом погасить это чувство негуманно по отношению в первую очередь к ребенку, чья привязанность к родителям может сопровождать его всю жизнь. Такие чувства говорят прежде всего о лучших свойствах человеческой натуры, которые нуждаются в бережном к ним отношении. С другой стороны, далеко не все родители, бросившие своих детей, не способны со временем измениться к лучшему. Поэтому со всех точек зрения оправдано поддержание всяческого контакта подопечного со своими близкими. Тем более, что каждый ребенок имеет право на общение с родителями и другими родственниками (см. ст.55 СК и комментарий к ней), а родители и другие родственники ребенка имеют право на общение с ним (см. ст.66, 67, 75 СК и комментарий к ним). Поэтому опекун (попечитель), непосредственно выполняющий функции по защите прав, интересов своего подопечного, не должен (не вправе) препятствовать общению подопечного как с родителями ребенка (даже если они лишены родительских прав), так и с его родственниками безотносительно к степени их родства. Однако и здесь следует учитывать желание ребенка, которое может быть выражено прямо или косвенно в зависимости от его возраста. Никакое отступление от правила о неукоснительном соблюдении интересов подопечного в подобного рода ситуации недопустимо. Исключение составляют случаи, когда такое общение не в интересах подопечного. Немотивированный отказ может послужить основанием для прекращения опеки (попечительства). Все вопросы, связанные с обеспечением опекуном (попечителем) общения с перечисленными лицами, решаются органами опеки и попечительства.

9. Правила, касающиеся исполнения опекунами (попечителями), в т.ч. над несовершеннолетними, своих обязанностей, содержатся в ст.36 ГК. Каждая из этих обязанностей рассматривается в контексте той или иной статьи СК, устанавливающей права и обязанности опекунов (попечителей) как воспитателей ребенка. При охране имущественных прав подопечных опекун (попечитель) руководствуется ст.38 ГК о доверительном управлении имуществом подопечного, осуществляемом в порядке, установленном ст.1026 ГК. При этом опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление. При распоряжении имуществом подопечного опекун (попечитель) руководствуется ст.37 ГК (см. п.3 ст.60 СК и комментарий к нему). Когда же опекуну (попечителю) приходится вступать в различного рода гражданские правоотношения, затрагивающие интересы подопечного, надлежит руководствоваться как правилами ГК (ст.31-33), так и требованиями СК.

10. Опекун (попечитель) не получает вознаграждения за выполнение принятых на себя обязательств. Его опекунская деятельность не оплачивается, носит безвозмездный характер независимо от уровня материальной обеспеченности лица, выполняющего обязанности опекуна (попечителя). Однако он получает на содержание подопечного ежемесячные денежные средства в размере, установленном в данном регионе для содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детском интернатном учреждении на полном государственном попечении. Согласно Положению "О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)", утвержденному по поручению Правительства РФ приказом Министерства образования РФ от 16 февраля 1993 г. ("Вестник образования", 1993, N 5, с.50), эти средства выплачиваются детям, находящимся под опекой (попечительством), родители которых умерли или не в состоянии лично осуществлять их воспитание в связи:

- с лишением их родительских прав или отобранием детей без лишения родительских прав;

- с признанием в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно дееспособными и объявлением их умершими;

- с длительной болезнью, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей;

- с отбыванием наказания в местах заключения и нахождения под стражей в период следствия;

- с розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов, неустановлением сведений об их местонахождении.

Согласно п.3 данного Положения не назначаются и не выплачиваются денежные средства на тех подопечных, родители которых:

- могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам;

- находятся в длительных служебных командировках;

- проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания.

Не назначаются и не выплачиваются эти средства также на подопечных, которые находятся в образовательных учреждениях на полном государственном обеспечении или содержатся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения.

Вопрос о назначении денежных средств на подопечного рассматривается, как правило, одновременно с установлением опеки и попечительства. Денежные средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), назначаются и выплачиваются опекунам (попечителям) до достижения подопечным шестнадцатилетнего (учащимся образовательных учреждений - до восемнадцатилетнего) возраста.

Основанием для прекращения их выплаты является:

- освобождение опекуна (попечителя) от выполнения его обязанностей при устройстве подопечного в дом ребенка, детский дом, дом-интернат, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновлении его и др. Прекращение выплаты денежных средств на ребенка производится по распоряжению органов опеки и попечительства. При переезде опекуна (попечителя), получающего денежные средства на содержание подопечного, на новое место жительства выплата этих средств продолжается. Документы по назначению и выплате средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), хранятся в личном деле подопечного.

 

 


читать далее

Содержание

Комментарий к Семейному кодексу РФ
 - Раздел I. Общие положения
 - Глава 1. Семейное законодательство
 - Глава 2. Осуществление и защита семейных прав
 Раздел II. Заключение и прекращение брака
 - Глава 3. Условия и порядок заключения брака
 - Глава 4. Прекращение брака
 - Глава 5. Недействительность брака
 Раздел III. Права и обязанности супругов
 - Глава 6. Личные права и обязанности супругов
 - Глава 7. Законный режим имущества супругов
 - Глава 8. Договорный режим имущества супругов
 - Глава 9. Ответственность супругов по обязательствам
 Раздел IV. Права и обязанности родителей и детей
 - Глава 10. Установление происхождения детей
 - Глава 11. Права несовершеннолетних детей
 - Глава 12. Права и обязанности родителей
 Раздел V. Алиментные обязательства членов семьи
 - Глава 13. Алиментные обязательства родителей и детей
 - Глава 14. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов
 - Глава 15. Алиментные обязательства других членов семьи
 - Глава 16. Соглашения об уплате алиментов
 - Глава 17. Порядок уплаты и взыскания алиментов
 Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
 - Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
 - Глава 19. Усыновление (удочерение) детей
 Глава 20. Опека и попечительство над детьми
 - Глава 21. Приемная семья
 - Раздел VII. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
 - Раздел VIII. Заключительные положения