Na-svet.ru

Мать и Дитя

Разделы

Заочные лекции для матерей
 Кесарево сечение
 Азбука семейной жизни
 Как любить ребенка//Януш Корчак
 Происхождение детских неврозов и психотерапия//А.И.Захаров
 Мы и наши дети (Б. и Н. Никитины)
 Резервы здоровья наших детей (Б. и Л. Никитины)
 Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях
 Пренатальная психология
 Полезная информация
 Государственность и семья
 Семейный кодекс РФ
 Комментарий к Семейному кодексу РФ
 


11
1
2

Заочные лекции для матерей

Глава 21. Приемная семья

Комментарий к статье 151 кодекса

1. Понятие приемной семьи в современном значении впервые появилось в СК. Ранее в нормативных актах применялась формула "детский дом семейного типа", по сути обозначавшая ту же приемную семью.

Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей.

Приемная семья существенно отличается от других форм принятия детей на воспитание. От усыновления - договорным и временным характером отношений; от опеки и попечительства - возрастными границами подопечных и способом оформления отношений; от отношений с лицами, взявшими детей на фактическое воспитание и содержание - также оформлением, невозможностью требований по взаимному содержанию.

2. В основе отношений в приемной семье лежит договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, заключенный между органами опеки и попечительства и приемными родителями.

Содержание договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью определяется правилами, изложенными в постановлении Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье" и в утвержденном этим постановлением Положении о приемной семье.

Общим основанием для образования приемной семьи и заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в эту семью является заявление лица, желающего взять ребенка (детей) на воспитание, с просьбой о передаче ему на воспитание конкретного ребенка (детей), отобранного им по согласованию с органом опеки и попечительства, в этот орган по месту жительства или нахождения ребенка (детей).

В отличие от ранее действовавшего законодательства приемной семьей признается семья, которая взяла на воспитание хотя бы одного ребенка (ранее - 5 и более детей), однако общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек (см. Положение о приемной семье).

3. В комментируемой статье весьма важным является указание на то, что принятие детей на воспитание и образование приемной семьи возможно лишь отдельными гражданами, а не существующими еще сегодня детскими домами семейного типа, близкими по структуре к учреждениям. Определяется и срочный характер приемной семьи, образуемой на срок, предусмотренный договором, но до достижения детьми совершеннолетия. Естественно, что отношения, возникшие между приемными родителями и детьми, будут продолжаться и в дальнейшем, однако они не будут носить правового характера и не породят прав и обязанностей, предусмотренных для приемной семьи.

Положение о приемной семье включает в себя важные правила образования и существования приемной семьи, определяет в деталях порядок направления в нее детей, правовое положение как родителей, так и детей, условия подбора родителей и выбора детей (см. ст.153 и 154 СК и комментарий к ним), их права и обязанности, включает в себя нормы о материальном обеспечении приемных семей и целый ряд других положений.

Комментарий к статье 152 кодекса

1. Примерная форма и содержание договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью установлена Положением о приемной семье. В комментируемой статье указаны лишь основные позиции, определяющие жизнедеятельность приемной семьи в наиболее общем виде. Обеспечиваемые государством условия содержания детей, их воспитания и образования в приемной семье должны быть максимально приближены к аналогичным условиям в обычной родительской семье, а по обеспечению детей - к детским интернатным учреждениям, отвечать существующим стандартам воспитания и образования, предусмотренным в федеральном и региональном законодательстве.

2. Примерный договор о передаче детей и условиях их содержания включает основные положения, типичные для любой приемной семьи, дополнения и изменения могут быть произведены по соглашению сторон. При нарушении условий договора каждая из сторон вправе обратиться в суд.

В соответствии с договором приемные родители обязуются воспитывать приемного ребенка (детей) на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь. Они должны создавать достаточные условия для получения ребенком образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Они же осуществляют защиту прав и законных интересов ребенка. В договоре должна содержаться обязанность родителей обеспечивать уход за ребенком (детьми) и лечение, систематическое посещение врачей-специалистов в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка.

В области образования приемные родители должны обеспечивать посещение приемным ребенком (детьми) школы, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения ребенком школы по состоянию здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах.

Договор об образовании приемной семьи обязывает приемных родителей осуществлять защиту личных и имущественных прав детей, нести ответственность за их жизнь и здоровье, создавать семейную обстановку. За выполнением этих обязанностей ведут контроль органы опеки и попечительства.

При возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования детей приемные родители обязаны известить об этом органы опеки и попечительства.

Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования детей, права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органов опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Договор о передаче ребенка определяет также размер оплаты труда родителей в приемной семье, льготы и преимущества, предоставляемые ей, виды помощи со стороны местной власти, оказание психологического и педагогического содействия. Особенно важно решить все вопросы жилищного характера, касающиеся как проживания приемной семьи, так и обеспечения жильем детей, выходящих из этой семьи. Форма и размеры оплаты приемных родителей (их труда) и объем льгот определяются в договоре в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в зависимости от числа принятых на воспитание детей (при этом число собственных детей во внимание не принимается), условий проживания, возраста детей (повышенная оплата полагается родителям, взявшим на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, детей с отклонениями в развитии, больных детей).

3. Поскольку создание приемной семьи предполагает длительный характер взаимоотношений между приемными родителями и детьми, в законе предусмотрены условия и порядок возможного досрочного расторжения договора, если пребывание ребенка в семье перестало отвечать его интересам (по причинам как субъективного, так и объективного характера) или в случае возвращения ребенка (детей) родителям или его усыновления (в т.ч. и приемными родителями). Перечень причин, по которым договор может быть расторгнут досрочно, не является закрытым. При расторжении договора по инициативе органов опеки и попечительства кроме указанных в статье неблагоприятных условий содержания, воспитания и образования ребенка могут учитываться и иные обстоятельства. Оценку такого рода условиям должны давать в своем заключении компетентные специалисты органов опеки и попечительства.

Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по соглашению сторон, а при возникновении спора - судом.

Комментарий к статье 153 кодекса

1. Совершеннолетие, способность воспитывать и содержать детей, создать для них благоприятную семейную обстановку - главные требования, предъявляемые к приемным родителям.

В комментируемой статье приводится перечень ограничений, установленных для лиц, желающих стать приемными родителями. Он сходен с перечнем ограничений для усыновителей (см. ст.127 СК и комментарий к ней), однако в него не включены супруги, один из которых не может быть родителем, поскольку не имеется запрета на создание приемной семьи лицами, не являющимися супругами, например, братьями и сестрами. Перечень заболеваний, препятствующих статусу приемных родителей, установлен постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542.

2. Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства из числа проживающих в данной местности лиц, выразивших такое желание, способных взять ребенка на воспитание и не подпадающих под ограничения, предусмотренные в данной статье. Отбор производится из кандидатов, обладающих приемлемыми личными качествами, социальной устойчивостью, оптимальным состоянием здоровья, имеющих нормальные взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними. Предпочтение отдается семьям или одиноким лицам, имеющим опыт воспитания детей или же родственникам этих детей (естественно, не кровным родителям).

По желанию приемных родителей возможна передача в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ослабленным здоровьем, больных детей, детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

3. Лица, желающие взять ребенка на воспитание и образовать приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению должны быть приложены документы, обосновывающие их просьбу. Перечень этих документов определен в Положении о приемной семье.

На основании заявления и акта обследования условий жизни лица, желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать данному лицу приемным родителем. При этом должны быть приняты во внимание его личные качества, состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими вместе с ним.

В случае, если гражданин выражает желание взять на воспитание ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, в заключении должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий.

4. При заключении договора о передаче ребенка в приемную семью приемные родители получают удостоверение установленного образца, дающее им право пользоваться льготами и привилегиями, предусмотренными для приемных семей. Следует иметь в виду, что устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из семейного и гражданского законодательства.

5. Родители, создающие приемную семью, имеют право (по направлению органов опеки и попечительства) на подбор детей из домов ребенка, детских домов, образовательных и других учреждений по согласованию с администрацией этих учреждений. Они вправе знакомиться с личным делом ребенка и с состоянием его здоровья с тем, чтобы выбор ребенка носил вполне осознанный характер и не привел в дальнейшем к разрушению приемной семьи, к отказу от ребенка. Администрация детских учреждений в этих случаях несет ответственность за достоверность представляемых сведений о ребенке в установленном законом порядке.

6. Наделение приемных родителей правами и обязанностями опекунов (попечителей) по отношению к принятым на воспитание детям означает распространение на них полномочий и ответственности, предусмотренных гл.20 СК (см. комментарий к ней).

Комментарий к статье 154 кодекса

1. Основное условие передачи ребенка в приемную семью - отсутствие родительского попечения по самым различным причинам, если имеются сведения, что это отсутствие носит постоянный характер или свидетельствует о явном отказе от ребенка. При этом не имеет значения, находится ли ребенок вообще без надзора, или же у посторонних лиц, или же в каком-либо воспитательном, лечебном или ином детском учреждении. В приемную семью передаются дети следующих категорий:

- дети-сироты; дети, родители которых неизвестны;

- дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их содержание и воспитание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях.

Круг детей, подлежащих направлению в приемные семьи, может быть расширен нормативными актами субъектов Российской Федерации в целях обеспечения детям, оставшимся без родительского попечения, семейного воспитания.

Как правило, не допускается при направлении детей в приемную семью разъединение родных братьев и сестер. Исключения из этого правила могут быть сделаны только в интересах детей (привязанность брата или сестры к одному из приемных родителей, отсутствие личных симпатий или неприязнь между будущими приемными родителями и детьми, разные условия проживания и воспитания).

2. Мнение ребенка в отношении передачи его конкретным приемным родителям также должно учитываться органами опеки и попечительства, причем важное значение имеет выяснение мотивов отказа ребенка быть переданным на воспитание именно в эту семью. После достижения десятилетнего возраста при передаче ребенка обязательно требуется его согласие, выраженное добровольно, без принуждения и закрепленное соответствующим образом.

3. Ребенок, переданный в приемную семью (приемный ребенок), сохраняет ряд прав, которыми он обладал ранее или которые он должен получить на законном основании. К их числу относятся права, упомянутые в комментируемой статье, а также те, которые могут быть введены нормативными актами субъектов Федерации. Порядок начисления причитающихся таким детям средств, получения их и пользования ими аналогичен порядку, установленному для воспитанников детских домов и интернатов для детей, находящихся под опекой и попечительством.

При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства или администрация воспитательного, лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или других аналогичных учреждений передают приемным родителям документы на ребенка, подтверждающие его права (опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность, документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовершеннолетним, копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении и др. - см. Положение о приемной семье).

На приемных детей распространяется действие ст.55-57 СК (см. комментарий к ним) о праве на общение с родителями, о праве на защиту, на выражение собственного мнения. Им также принадлежат все права, установленные СК, другими законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.

Контакты кровных родителей и других родственников с ребенком допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком, его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства (см. Положение о приемной семье).

Комментарий к статье 155 кодекса

1. Общий принцип содержания ребенка в приемной семье - приравнивание его к детям - воспитанникам домов ребенка, детских домов и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в интернатных учреждениях.

Размер ежемесячных выплат на каждого ребенка предусмотрен в Положении о приемной семье и может корректироваться органами местного самоуправления (см. Положение о приемной семье).

2. Образование приемной семьи и труд в ней приемных родителей является добровольной и нелегкой нагрузкой, лишь в определенной части компенсируемой государством. Ежемесячная оплата труда приемных родителей является одним из условий договора о передаче ребенка в приемную семью, размер которой в соответствии со ст.152 СК устанавливается законами субъектов РФ в зависимости от количества взятых на воспитание детей. При этом содержание в приемной семье ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида компенсируется дополнительной оплатой труда приемных родителей.

В Положении о приемной семье предусмотрен и ряд льгот, предоставляемых приемной семье. Так, приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также в дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми. Дополнительные льготы в зависимости от количества взятых на воспитание детей могут быть установлены законами субъектов РФ (ст.152 СК).

В постановлении Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье" в целях развития и поддержки приемных семей в сельской местности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предоставлять дополнительные льготы и оказывать помощь приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство (см. указанное постановление).

3. Созданию нормальных условий жизни приемной семьи в первую очередь должны содействовать органы местной власти, являющиеся органами опеки и попечительства, которые в соответствии со ст.31 ГК защищают права и интересы недееспособных лиц. Помощь органов опеки и попечительства приемной семье может быть выражена в виде дополнительной материальной поддержки семей, оказавшихся в трудном положении, в получении путевок в дома отдыха и летние лагеря, в санатории, в заботе о качестве воспитания и обучения приемных детей, поддержке и развитии их талантов и способностей.

Особо важен постоянный контроль (не предполагающий вмешательство в жизнь семьи) за выполнением возложенных на родителей обязанностей. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для подбора, обучения лиц, желающих стать приемными родителями, взять ребенка на воспитание, а также для осуществления контроля за выполнением возложенных на них обязанностей могут создавать специальные отделы по устройству детей на воспитание в приемную семью.

 

 


читать далее

Содержание

Комментарий к Семейному кодексу РФ
 - Раздел I. Общие положения
 - Глава 1. Семейное законодательство
 - Глава 2. Осуществление и защита семейных прав
 Раздел II. Заключение и прекращение брака
 - Глава 3. Условия и порядок заключения брака
 - Глава 4. Прекращение брака
 - Глава 5. Недействительность брака
 Раздел III. Права и обязанности супругов
 - Глава 6. Личные права и обязанности супругов
 - Глава 7. Законный режим имущества супругов
 - Глава 8. Договорный режим имущества супругов
 - Глава 9. Ответственность супругов по обязательствам
 Раздел IV. Права и обязанности родителей и детей
 - Глава 10. Установление происхождения детей
 - Глава 11. Права несовершеннолетних детей
 - Глава 12. Права и обязанности родителей
 Раздел V. Алиментные обязательства членов семьи
 - Глава 13. Алиментные обязательства родителей и детей
 - Глава 14. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов
 - Глава 15. Алиментные обязательства других членов семьи
 - Глава 16. Соглашения об уплате алиментов
 - Глава 17. Порядок уплаты и взыскания алиментов
 Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
 - Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
 - Глава 19. Усыновление (удочерение) детей
 - Глава 20. Опека и попечительство над детьми
 Глава 21. Приемная семья
 - Раздел VII. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
 - Раздел VIII. Заключительные положения